Экономика скорее жива

| статьи | печать

Динамика основных индексов деловой активности и косвенных индикаторов производственной деятельности в апреле невольно напоминает известную пословицу: «Пациент скорее жив, чем мертв». Снижение деловой активности затормозилось, а некоторые отрасли показывают рост оптимизма предпринимателей. Новый импульс российской экономике могут придать крупные инвестиции из Китая, правда, их еще придется подождать.

Величина композитного индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), рассчитываемого Росстатом на основе опросов 4000 руководителей промышленных компаний, в апреле не изменилась по сравнению с мартом и составила –7%. Ученые ВШЭ отмечают, что ИПУ сохранил значение предыдущего периода впервые после трехмесячного падения.

Апрельские оценки топ-менеджеров состояния делового климата в основном повторили значения предыдущего. Среди незначительных отклонений от мартовской траектории наблюдались как негативные, так и позитивные изменения (более подробно см. «ЭЖ», 2015, № 16, с. 04).

Более оптимистичную (если угодно — живую) картину продемонстрировал индекс деловой активности PMI, рассчитываемый компанией Markit по заказу банка ­HSBC. В апреле в обрабатывающих отраслях он вырос до 48,9 баллов (+0,8 п. п. к марту), а в сфере услуг сделал скачок на 4,6 п. и вышел в «зеленую зону» (50,7 баллов).

В обработке основным фактором, тормозящим дальнейший рост деловой активности, по оценке директора Цент­­ра мак­роэкономических исследований Сбербанка Юлии Цепляе­вой, стало рекордное за шесть лет сокращение объ­­ема новых заказов, главным образом сосредоточенное в группе инвес­тиционных товаров.

Производители потребительских товаров, напротив, указали на устойчивый рост новых заказов, во многом обусловленный необходимостью замещения импорта. Но пока, по мнению эксперта ЦМИ Юлии Сониной, рано говорить о серь­езном росте производства потребительских товаров.

Зато индекс PMI сферы услуг поднялся выше критического уровня в 50 баллов, что свидетельствует о восстановлении деловой активности после резкого ухудшения в предыдущие месяцы. Рост индикатора поддержало увеличение объема новых заказов, вызванное расширением спроса. Не последнюю роль сыграло снижение цен с целью привлечения новых клиентов.

Косвенные признаки и внешние оценки нейтральны

Существенных изменений производственной активности в апреле, по оценке экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прог­нозирования, не произошло. Три отслеживаемых Центром оперативных индикатора показали разнонаправленное изменение, при этом очень слабое.

Уровень электропотребления в экономике по сравнению с предшествующим месяцем незначительно увеличился, компенсировав предшествующее столь же небольшое снижение. Это косвенно свидетельствует о том, что производственная активность у основных потребителей по сравнению с уровнем I квартала практически не изменилась.

Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом несколько уменьшился (на 0,6% по сравнению с мартом). При этом объемы погрузки большинства видов грузов остались на уровне прошлого месяца, а снижение произошло исключительно за счет заметного уменьшения перевозок строительных грузов (более подробно см. «ЭЖ», 2015, № 17, с. 02).

На стабилизацию ситуации в промышленности в середине весны указывают аналитики Всемирного банка в майском обзоре российской экономики. Снижение инфляционного давления в апреле слегка стимулировало спрос на внутреннем рынке, что создало предпосылки для более стабильной ситуа­ции в индустрии. К числу факторов, способных улучшить положение в промышленности, экономисты ВБ также относят цены на нефть, которые держались на уровне 67 долл. за баррель в течение первой декады мая, и снижение ставки рефинансирования до 12,5%.

Оптовики удержались в «зеленой зоне»

Индекс предпринимательской уверенности в оптовой торговле с трудом удержался в позитивном поле и составил +1%. Из 13 основных секторов оптового рынка в семи значение индекса было ниже 0, наиболее резкое сокращение продаж наблюдалось в сегменте мебели, автомобильных принадлежнос­тей и бытовой техники и потянуло вниз общий уровень композитного индикатора.

Негативные изменения явно прослеживались в оптовых фирмах, реализующих мебель и напольные покрытия. Так, если в конце прошлого года ИПУ в данном сегменте опус­тился до –5%, то в I квартале составил уже –10%. Неблагоприятный деловой климат сформировался в компаниях, специализи­рующихся на продажах бытовых электротоваров. Здесь ИПУ продолжил снижение и остановился на отметке –5%.

Отрицательный тренд наблюдался в организациях, чья дея­тельность ориентирована на продажу автотранспорта и запчастей к нему. После IV квартала 2014 г., завершившегося ажио­тажным спросом по старым прайс-листам, ИПУ в фирмах, реализующих автотранспорт, просел с +9 до –1%. В I квартале продолжилось падение спроса на автомобильные детали, узлы и принадлежности. В оптовых компаниях, реализующих данные товары, ИПУ снизился с –3 до –7%.

Относительно позитивная динамика ИПУ прослеживалась в оптовых фирмах, реализующих социально необходимые группы товаров: медицина и фармацевтика (ИПУ сохранил значение IV квартала, составив +1%), пищевые продукты (ИПУ вырос с +1 до +2%), парфюмерия и косметика (ИПУ вышел из отрицательной зоны и составил +3%), а также химическая продукция.

Улучшение ситуации в оптовых компаниях, реализующих указанные товары, по оценке экспертов Центра конъюнк­турных исследований ВШЭ, в первую очередь объясняется началом процесса импортозамещения. В частности, в промышленном производстве именно по этим группам продукции наблюдается заметное оживление производства в результате импортозамещения.

Индекс предпринимательской уверенности в компаниях оптовой торговли, реализующих отдельные группы товаров

Группы товаров

Балансы, %

Автотранспортные средства

–1

автомобильные детали, узлы и принадлежности

–7

сельхозсырье и живые животные

1

пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия

2

бытовые электротовары, радио- и телеаппаратура

–5

парфюмерные и косметические товары

3

фармацевтические и медицинские товары

1

бытовая мебель, напольные покрытия

–10

топливо

2

руды и металлы

–1

лесоматериалы, строительные материалы

–2

химические продукты

3

машины и оборудование

–3

ИСТОЧНИК: Росстат, ВШЭ