Путин поспорил с Кудриным в прямом эфире

| статьи | печать

Два с лишним часа своей прямой линии президент Владимир Путин говорил на экономические темы. Пообещал, что восстановление экономики в связи с санкциями Запада займет около двух лет, отметил, что удалось не допус­тить раскрутки инфляции и безработицы, как мог утешил фермеров и ипотечных заемщиков и поспорил с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, отметив, что тот сам и виноват в некоторых нынешних неурядицах.

Президент России Владимир Путин был полон оптимизма, говоря об экономике. Он отмечал, что рынки растут, рубль укрепляется, инфляция снижается. Отвечая на вопрос о том, может ли экономика страны вернуться к росту через два года, В. Путин сказал (цитата по Reuters): «То, что мы сейчас видим: и с укреплением руб­ля, и с ростом рынков, и по некоторым другим позициям, я думаю, что, может быть, это прои­зойдет и быстрее. Но где-то в районе примерно двух лет».

Любопытной получилась дискуссия В. Путина и А. Кудрина. Экс-министр выразился четко: мол, в первый президентский срок В. Путина рост экономики вышел на 7% при цене нефти в 30 долл. за баррель. Теперь нефть стоит 60 долл., а рост всего 1,5%. Это, по мнению А. Кудрина, резко снизит инвестиции в современные производства, в науку, что может привести к ослаблению обороноспособности. Резюме А. Куд­рина: «Старая модель роста изжила себя, а новая не просматривается». Вопрос А. Куд­рина: «Что вы готовы сделать, чтобы создать новую модель?»

Путин рассказал, что много работал с А. Кудриным, что они друзья и что он хорошо знаком с его воззрениями. В том числе о том, что экс-министр считает необходимым сокращать социальные дотации. Президент согласился, что подобные предложения четко просчитаны, что, например, тот же пенсионный возраст нужно бы поднять для стимулирования экономики. Не спорил он и с тем, что для планирования надо иметь умную голову. Однако В. Путин добавил, что нужно еще иметь и сердце, думать о людях, тогда граждане «будут готовы и потерпеть». Нужно поддерживать доверие к власти, «иначе мы скатимся к ситуации начала ­90-х». То есть, по мнению президента, надо симулировать рост, но без чрезмерной нагрузки на плечи граждан.

По поводу же новой модели В. Путин напомнил А. Кудрину, что тот сам разрабатывал «Программу 2020», и происходящее частично его вина.

А. Кудрин сказал что-то про то, на сколько считанных процентов реализуется упомянутая главой государства программа. Однако к «сердечному» разговору явно оказался не готов.

Президент же невозмутимо перечислил задачи: создавать лучшие условия для бизнеса и инвестиций, улучшать управление и правоохранение, «...все известно, но требуется политическая воля... и мы делаем шаги в этом направлении».

Сказал В. Путин и о серьезной ошибке, которая была допущена в годы нефтяного изобилия: рост зарплат опережал рост производительности труда, что и без всяких санкций корректировка должна была произойти. Видимо, девальвация как-то решила эту задачу.

В начале речи В. Путина курс руб­ля шел в рост, к концу прямой линии начал падать.