Рецепт роста от Минфина: меньше потреблять, больше инвестировать

| статьи | печать

В среду, 15 апреля, на расширенной коллегии Министерства финансов глава ведомства Антон Силуанов говорил о том, что России нужно готовиться к длительному периоду низких цен на нефть. Для возобновления экономического роста в этих условиях необходимо сокращать нерациональную часть социальных и военных ­расходов и создать условия для увеличения частных инвестиций.

Впрочем, министр не сводил все проблемы лишь к цене нефти и санкциям. Он отмечал, что замедление экономического роста началось еще до начала геополитического кризиса. Проблемы здесь появились гораздо раньше. Уже по итогам 2013 г. темпы экономического роста замедлились до 1,3%. Ключевой причиной стали накопленные структурные дисбалансы. «В первую очередь, это рост доли конечного потреб­ления и текущего потребления в экономике с 66,7% в 2008 г. до 73% в 2014 г., — считает глава Минфина. — Увеличение конечного потребления уменьшает долю инвестиций, а без инвестиций говорить об экономическом ­росте невозможно».

Ни одна экономика в мире не растет, не развивается быстро, если она проедает столько производимого дохода. Все быстроразвивающиеся экономики много сберегают и много инвестируют. В структуре внутреннего спроса Сингапура валовое накопление составляет 38%, в Китае — 49%, в Индонезии — 33%, в Индии — 30%. А текущее потребление государства в этих странах составляет от 9 до 14% ВВП. Для сравнения: в Российской Федерации текущее потребление составляет около 20%.

В условиях санкций, по убеждению Антона Силуанова, нашей стране нужен свой собственный, внутренний инвестор. Здесь ключевыми становятся вопросы дальнейшего развития накопительной части пенсионной системы, системы накопительного страхования жизни, развития страхования в целом. Важнейшая задача — восстановление в полном объеме начиная с 2016 г. прав застрахованных лиц на формирование накопительной части пенсии в соответствии с их выбором.

Развитию внутреннего финансового рынка должна способствовать долговая политика. Здесь планируется выпуск новых типов финансовых инструментов. Помимо уже активно размещаемых в этом году облигаций с плавающей процентной ставкой во II квартале, рынку будет предложен новый инструмент — облигации с номиналом, индексируемым на инфляцию.

Де-факто создается новый сегмент рынка, причем Минфин ожидает, что вслед за выпус­ком новых инструментов на государственном уровне такие же облигации будут выпускаться и частными компаниями.

В сфере налоговой политики для стимулирования инвес­тиций финансовое ведомство обещает подготовить законопроект, предусматривающий вычет при уплате налогов в бюджет для гринфилдов — предприятий, инвестирующих средства в новые проекты. Кроме того, будет внедрены патенты для самозанятых и введены новые преференции для территорий опережающего развития и региональных инвестиционных проектов.

В целом же, по мнению г-на Силуанова, Федеральная налоговая служба достаточно эффективно использует новые подходы к налоговому администрированию, что позволяет ей увеличивать доходы бюджета.

Несколько иное, мягко говоря, мнение высказал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров: «Я принципиально не могу согласиться, что возможности по улучшению администрирования практически исчерпаны. И просто хотел бы напомнить вам слова великого министра финансов Франции, господина Кольбера, который утверждал, что налоговая политика сродни искусству ощипывания гуся: главное, ощипать как можно больше перьев, но, вторая сторона, при наименьшем количестве писка. Вот сейчас ощущение такое, что налогоплательщик скоро уже даже пищать не сможет».

В области бюджетной политики Минфин считает необходимым снижение доли социальных расходов за счет использования принципа нуждаемости при определении их адресатов и формирование расходов на оборону исходя из первоочередных задач и реальных возможностей бюджета.

Здесь стоит вспомнить цитату, которую любит использовать ректор ­РАНХ и ГС Владимир Мау — авторитетный экономист и любитель экономической истории. «Прежде и важнее всего сокращение расходов по военному ведомству <...>. Потом нужны сбережения и по другим частям управления, кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издер­жки на них ведут к подъему народного благосостояния». Принадлежит она Александру Абазе — министру финансов времен императора Александра I.

Императора через два месяца после заседания Госсовета, на котором А. Абаза сделал свои предложения, убили, министра финансов отправили в отставку, но следующие пять руководителей финансового ведомства, в общем, продолжали ту же политику почти четверть века. Тогда Россия не воевала — инвестировала в железные дороги, открывала новые университеты и политехничес­кие институты…