Странам СНГ пообещали снижение ВВП

| статьи | печать

Показатели экономического роста в большинстве стран Содружества в конце прошлого года существенно ухудшились, отмечается в Макромониторе СНГ, подготовленном Евразийским банком развития. В нынешнем году аналитики ЕАБР обещают отрицательную динамику ВВП в Содружестве (–2,4%) и России (от –1 до –3%). Экономисты Всемирного банка еще более суровы в своих прогнозах для нашей страны (–3,8%).

Экономический прирост в странах СНГ составил по итогам 2014 г. 0,6% по сравнению с 2% в 2013 г., подчеркивается в Мак­ромониторе. Негативная динамика в той или иной мере затронула все основные группы стран региона: экспортеров нефти и газа, экспортеров трудовых ресурсов и государства с диверсифицированной структурой экспорта. Тем не менее рост ВВП оставался положительным вплоть до конца года во всех странах Содружества за единственным исключением — Украины.

Замедление роста ВВП стран региона было связано с усугуб­лявшимся в течение последних месяцев ухудшением внешнеэкономической ситуации. В течение IV квартала продолжалось снижение цен на энергоносители, составившее в декабре 39,5% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года, согласно данным Всемирного банка.

Снижение цен затронуло металлы и сельскохозяйственные товары, хотя эти виды сырья упали в цене в гораздо меньшей степени, чем энергоносители. Металлы подешевели по итогам декабря в среднем на 11,2%, сельскохозяйственные товары — на 6,5%.

Физические объемы экспорта некоторых видов сырья из стран региона также снизились. Так, поставки природного газа из России заметно уменьшились в связи с ожидаемым снижением контрактных цен для европейских поставщиков, зависящих (с лагом времени) от цен на нефть, а также под влиянием событий вокруг Украины. Одновременно под влиянием технических процессов на месторождениях снизились физические объемы экспорта нефти из Казахстана и Азербайджана.

Сокращение не более 3%

«Наши прогнозы роста ВВП для экономики стран СНГ основаны на предположениях, согласно которым в течение 2015 г. будет иметь мес­то умеренное восстановление цен на нефть Мы ожидаем, что средняя цена на нефть марки Brent за текущий год составит 60 долл. за баррель и дополнительно повысится в 2016 г., — комментирует ситуацию управляющий директор по аналитической работе ­ЕАБР Владимир Ясинский. — А санкции, введенные против России в контексте украинского кризиса, не будут усилены, хотя продолжат действовать как минимум в течение 2015 г. В этих условиях можно ожидать, что по итогам текущего года ВВП регио­на сократится на 2,4% и вернется к росту в пределах 1,8% в 2016 г.».

Негативные факторы, влиявшие на экономическую динамику в России в 2014 г. (прежде всего, падение цен на нефть и ограничение на доступ к международным рынкам капитала для компаний и банков), продолжат оказывать влияние на рост ВВП в течение текущего года. В этих условиях инвестиции в основной капитал и потребление домохозяйств продемонстрируют негативные показатели на фоне снижения прибылей компаний, возросшей стоимости рефинансирования долговых обязательств и снижения реальных доходов и зарплат в условиях ускорившейся инфляции. Последнему будет способствовать относительно низкий размер индексации зарплат госслужащих в текущем году.

«Между тем политика гибкого обменного курса, проводимая ЦБ РФ, обеспечивает быструю адаптацию российской экономики к ухудшившимся внешним условиям, проявления­ми которой являются рост чистого экспорта, отсутствие монетарного и кредитного сжатия и слабый рост безработицы, — считает эксперт ­ЕАБР Константин Федоров. — Эти факторы окажут поддержку экономичес­кому рос­ту в стране. Исходя из динамики российской экономики с осени 2014 г. по текущий момент, можно ожидать, что снижение ВВП по итогам 2015 г. останется в пределах 1—3%, оказавшись существенно меньшим, чем наблюдавшееся в 2009 г., когда оно было равно 7,8%».

Инфляция, ускорившаяся под влиянием ослабления руб­ля во второй половине 2014 г., начала демонстрировать признаки замедления в конце февраля — начале марта. В течение оставшейся части года можно ожидать снижения показателя годового роста ИПЦ на фоне слабой экономической активнос­ти и медленного роста денежной массы.

По итогам 2015 г. инфляция потребительских цен составит 11—14%. Такое снижение будет совместимо с официальной целью ЦБ РФ по инфляции на уровне 4% в 2017 г.

Более быстрого снижения темпов инфляции, вероятно, не стоит ожидать, потому что на фоне ее замедления ЦБ РФ, скорее всего, снизит процентную ставку, чтобы избежать чрезмерных рисков для роста экономики.

Власти ожидают, что по итогам 2015 г. бюджет будет исполнен с дефицитом в размере 3,8% от ВВП. Этот показатель может быть меньше, если динамика ключевых экономических параметров (цен на нефть, рос­та ВВП) в 2015 г. будет иметь более благоприятный характер по сравнению с заложенными в бюджете прогнозами.

Если «не грянут» новые негативные события, связанные с внешними условиями для российской экономики, сальдо платежного баланса страны, вероятно, сложится в 2015 г. близким к нулевому уровню. Дефицит финансового счета может уменьшиться на фоне снижения оттока капитала пос­ле всплеска в 2014 г., а профицит СТО — снизиться на фоне частичного восстановления импорта.

ВБ ухудшил прогноз

Более пессимистичного взгляда на будущее российской экономики придерживаются эксперты Всемирного банка. Они ухудшили прогноз снижения нашего ВВП РФ в 2015 г. до 3,8% (ранее они были более благосклонны и оценивали его в 2,9%). В 2016 г. российский ВВП уменьшится лишь на 0,3% (в прошлом прогнозе — –0,1%).

Цена нефти тоже будет держаться на более низком (в сравнении с прогнозом ­ЕАБР) уровне — 53 долл. за баррель. По всей вероятнос­ти, отсюда и больший дефицит консолидированного бюджета РФ, который в 2015 г. составит порядка 4,5%.

Среди основных рисков для отечественной экономики аналитики ВБ называют ограничения доступа к кредитным ресурсам и низкий инвестиционный спрос. Беспокоит их также возможное замедление развития мировой экономики.

Среднесрочные перспективы экономического роста России во многом будут зависеть от того, насколько страна сможет адаптироваться к шокам, вызванным изменением цен на нефть и санкциями, которые представляют угрозу для финансовой стабильности и устойчивости бюджета.