Турбизнес с фальшивыми гарантиями, или Восемь советов от Ростуризма

| статьи | печать

Ситуация в туристической отрасли с лета прошлого года не улучшилась, а ухудшилась. Это показало проведенное РБК исследование данных Единого федерального реестра тур­операторов, куда занесены данные их финансового обеспечения.

По состоянию на 25 марта 2015 г. в списке внесенных в Единый федеральный реестр тур­операторов было 3925 запи­сей. Из общего списочного числа 1106 компаний в настоя­щее время имеют лицензию на выездной туризм, однако более 15% их лишится ее к лету в связи с невыполнением закона о финансовых гарантиях, согласно которому такой вид деятельности требует от туропе­ратора оформления финансовых гарантий на сумму не менее 30 млн руб. Закон также требует, чтобы гарантии были оформлены за три месяца до окончания действующей гарантии. Поскольку впервые данная норма заработала с ­июня 2007 г., «час икс» у большинства туристических компаний наступил 1 марта, по­этому уже сейчас можно судить о том, какой будет ситуация на рынке этим летом. По данным Ростуризма, из компаний, занимаю­щихся выездным туризмом, 162 компании переоформили гарантии только на 500 000 руб., еще пять — на 10 млн руб., а пять турагентств нового обес­печения вовсе не получили.

При этом ряд туроператоров, формально выполнивших требования закона, на деле вряд ли смогут предоставить своим клиентам реальные финансовые гарантии. Так, компания ООО «Фирма „Русская изба-тур“», зарегистрированная в Екатеринбурге Свердловской области, оформила договор страхования гражданской ответственнос­ти туроператора на сумму в 30 млн руб. в компании ООО СК «Лойд-Сити» с регистрацией в Москве. Так же поступили ООО «Арланда-Тур» из Санкт-Петербурга, ООО «Гоу Чайна» из Москвы и еще 139 других туристических компаний, работающих в сфере выездного туризма. Между тем упомянутая СК «Лойд-Сити» уже почти год не производит выплат, а в феврале текущего года в компании была введена процедура наблюдения в связи с иском о признании ее банкротом со стороны компании ООО «Нидлс», которой «Лойд-Сити» по решению суда должен выплатить задолженность в размере 1,569 млн руб.

Ростуризм всерьез озабочен состоянием дел в подведомственной области, в связи с чем выпустил официальную памятку для потенциальных турис­тов из восьми пунк­тов. Турис­тов просят:

1. Воздержаться от приобретения дешевых туристских путевок и перед тем, как приобретать турпакет, внимательно ознакомиться со средней ценой по рынку на данное направление. Как отмечает Ростуризм, слишком низкая цена, если речь не идет о скором выезде или, наоборот, о раннем бронировании, свидетельствует о том, что у компании могут быть финансовые проблемы и низкой ценой турфирма старается привлечь «быстрые» деньги.

2. При приобретении турпакета обязательно требовать подписания договора и хранить его до конца поездки.

3. Внимательно убедиться, что в условиях договора прописаны название и все контакты тур­оператора, организующего поездку; данные о внесении его в Единый федеральный реестр туроператоров, которые можно проверить на сайте Рос­туризма (www.russiatourism.ru), данные о наличии фингарантий (с указанием компании страховщика, суммы покрытия и сроков действия договора), а также условия расторжения договора и штрафные санкции.

4. Убедиться, что на руки туристу не позднее чем за 24 часа до вылета были выданы авиа­билеты в оба направления и вау­черы с подтверждением брони в отеле, причем авиабилеты должны быть именно билетами, с указанием номера, а не маршрутными квитанциями.

5. Обязательно ознакомиться с условиями медицинской страховки.

6. По возможности оформить индивидуальную страховку от банкротства туроператора. Как отмечает Ростуризм, «только она сможет гарантировать вам полную компенсацию» (данный пунк­т особенно замечателен).

7. «Помните! — сказано в памятке. — Покупка в турагентстве какой-либо одной услуги — бронирование отеля или приобретение авиабилета — не является приобретением турпакета! В случае приостановки действия туристической компании вам придется самостоя­тельно повторно оплачивать проживание либо авиабилет».

8. В последнем пунк­те памятки туристов предупреждают о том, что в случае возникновения сложностей на отдыхе администрация отеля не вправе насильно удерживать турис­та либо его до­кумен­ты в случае неоплаты туроператором размещения в отеле, а сам турист должен как можно скорее связаться с представителями России (консульством или посольством) в стране пребывания.

Учитывая все эти сложности, хочется отметить одно: возможно, для российских граждан — по крайней мере тех, кто чувствует в крови жажду дальних странствий, — настало время подучить английский язык и научиться планировать путешествия самостоятельно. В сложившихся условиях туристические пакеты порой на круг выходят не дешевле, а дороже коллективных туров.