Расходы на рекламу: товар наш, а товарный знак магазина чужой

| статьи | печать

Компания рекламировала продаваемые товары. В рекламных объявлениях также были указаны адреса магазинов, где можно купить этот товар. Однако названия магазинов (как товарный знак) принадлежали предпринимателю. И налоговики сочли, что неправомерно учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на рекламу чужого товарного знака, а также принимать к вычету НДС по таким расходам. Но судьи с этим не согласились (Определение Верховного суда РФ от 20.03.2015 № 306-КГ15-1171).

Суть спора

Общество приобретало для перепродажи бытовые электротовары. Согласно до­говорам на покупку техники оно принимало на себя обязанность продвигать товар в сети своих магазинов. Для этого общество заключало договоры со специализированными компания­ми на рекламу бытовой техники. При этом рекламные расходы общество учитывало в целях налогообложения прибыли, а «входной» НДС по ним предъявляло к вычету из бюджета.

При проверке налоговые инспекторы сочли это занижением налогов. Дело в том, что в рекламных материалах были указаны не только названия рекламируемых товаров, но и наименование магазинов, где их можно было приобрести. А согласно представленным до­кумен­там права на товарный знак магазинов, через которые продавалась бытовая техника, принадлежат не обществу, а индивидуальному предпринимателю.

На этом основании налоговики решили, что общество рекламировало чужой товарный знак. А раз так, то такие расходы нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Ведь для этого отсутствует главное условие — то, что расходы на рекламу относятся к деятельности самого налогоплательщика.

В итоге по результатам налоговой проверки ревизоры доначилили обществу не только налог на прибыль, но и НДС, признав вычеты по этому налогу необос­нованными.

Однако организация решила добиваться правды в суде.

Решение суда

Судьи, вплоть до Верховного суда РФ, заняли сторону общества. Приведем логику рассуждений арбитров.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к рекламным расходам относятся затраты на мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению). А «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые используются в облагаемой НДС деятельности, можно принять к вычету. Это следует из п. 2 ст. 171 НК РФ.

В данном случае судьям нужно было выяснить, относятся рекламные кампании к деятельности общества или нет.

По итогам анализа до­кумен­тов, представленных обществом, арбитры установили, что объектом рекламы является акция на определенный товар (телевизоры Samsung ­Smart TV), проводимая по согласованию с поставщиком. При этом рекламные материалы содержат указания на адреса магазинов общества, что подтверждается выпиской из ­ЕГРЮЛ, уведомлениями о постановке на учет в налоговом органе. В рекламе указаны номера телефонов общества, которые подтверждены копиями договора об оказании услуг связи.

Большую часть рекламной поверхности соответствующих рекламных материа­лов занимают изображение товаров и связанные с ним акции. И только на незначительной части размещены адреса, где расположены магазины, и номера телефонов, принадлежащие обществу.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что речь идет о рекламе именно товаров, которые продает общество, а не о рекламе товарного знака магазинов, который принадлежит индивидуальному предпринимателю. А потому арбитры сочли доводы налоговиков ошибочными.

Выводы

Как показывает арбитражная практика, компаниям чаще всего удается отстоять налоговый учет рекламных расходов в ситуациях, когда товарные знаки или марки принадлежат другим лицам.

Так, ФАС Московского округа согласился, что компания правомерно учитывала расходы на рекламу торговой марки производителя (постановление от 04.12.2012 № А40-57366/12-99-324). Дело в том, что она являлась оптовым продавцом и поэтому также была заинтересована в увеличении объемов продаж товаров.

А в деле, рассмотренном в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2014 № А32-25191/2012, компания проводила рекламные мероприятия по продвижению реализуемых товаров с определенными товарными знаками. И хотя у организации отсутствовали права на товарные знаки, арбитры признали правомерным учет рекламных расходов для целей налогообложения прибыли. Ведь компания осуществила расходы на рекламу продукции, приобретаемой и реализуемой ею. Поэтому суд решил, что спорные расходы непосредственно связаны с деятельностью общества, направленной на получение дохода. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 04.12.2012 № Ф05-13913/12, от 11.03.2012 № А41-43832/09.

В пунк­те 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 сказано, что размещение отдельных сведений, вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, должно рассматриваться как реклама этого товара, а не товарного знака. Таким образом, наличие на рекламируемой продукции товарного знака, принадлежащего другой организации, не означает, что реклама направлена на продвижение чужого товарного знака, а не самого товара.