Два вопроса о блокировке банковского счета

| статьи | печать

Налоговый орган принимает решения о блокировке и разблокировке банковских счетов организаций в ситуациях, определенных Налоговым кодексом. Но в нем содержится оговорка, которая позволяет банку в ряде случаев не исполнять решения инспекции. Вашему вниманию — комментарий к последним разъяснениям Минфина России на эту тему.

Банкроту счет не блокируют

Согласно п. 9.1 ст. 76 НК РФ при­остановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется после того, как организация устранит причины, послужившие основанием для блокировки счета. То есть компания подаст в налоговый орган декларацию, а также необходимые до­кумен­ты или же представит налоговикам квитанцию от налоговой инспекции об их приеме по телекоммуникационным каналам связи. Также блокировку снимают после взыскания налога или отмены обеспечительных мер по решению налогового органа или суда.

Указанная норма содержит еще одно основание для отмены блокировки — если это предусмотрено иными федеральными законами. Причем в этом случае принятие налоговым органом решения об отмене приостановления операций не требуется (абз. 2 п. 9.1 ст. 76 НК РФ).

В письме от 20.02.2015 № 03-02-08/8162 специалисты финансового ведомства рассмотрели ситуацию о блокировке счета в отношении компании, по которой начата процедура банкротства. Это как раз и есть тот случай, когда блокировка снимается автоматически, без решения налогового органа об ее отмене, так как все, что связано с банкротством, регулирует специальный законодательный акт — Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ).

В пунк­те 1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ сказано, что аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются с даты принятия арбит­ражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Налагать новые аресты на имущество должника не допускается.

Кстати, в этой ситуации не действует и п. 12 ст. 76 НК РФ, который запрещает банкам открывать счета тем компаниям, в отношении которых приняты решения о приостановлении операций.

Такой порядок вполне логичен. Раз решение налогового органа автоматически прекращается в отношении банкрота в силу Закона № 127-ФЗ, то и последствия принятия такого решения также отменяются. Налоговый кодекс никоим образом не регулирует отношения, возникающие в процессе несостоятельности (банкротства), в том числе правовой режим счета должника в конкурсном производстве. Аналогичное мнение было высказано и ранее в письме Минфина России от 29.04.2013 № 03-02-07/1/14959.

Интересно отметить, что 11 лет назад налоговые органы считали иначе. Не то чтобы они были против разблокировки счета при открытии процедуры банкротства, но требовали от банков не снимать приостановление до получения решения инспекции о его отмене, принятое на основании соответствующего решения суда (письмо ­УФНС по г. Москве от 11.03.2004 № 11-14/16108).

Заметим, что позиция финансового ведомства согласуется с арбитражной практикой. Пунк­т 6 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 36 гласит, что не требуется решения инспекции об отмене приостановления при введении в отношении должника процедуры банкротства.

Еще раз подчеркнем, что выносить новые решения о блокировке в отношении такой компании инспекция также не вправе. Если банк получит такое предписание, он должен вернуть его налоговому органу со ссылкой на запрет его исполнения в силу Закона № 127-ФЗ. Такой подход находит поддержку в судебной практике. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 15.07.2011 № А65-26742/2010 указал следующее: «Принятие налоговым органом решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика после введения в отношении него процедуры наблюдения неправомерно, поскольку исходя из положений указанных норм, учитывая, что задолженность может быть взыскана только в соответствии с установленной очередностью взыскания, приостановление операций по счетам является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов».

А если у банка отозвали лицензию?

Перейдем ко второй истории об «автоматической» разблокировке счета. В современных условиях отзыв лицензии у банков уже никого не удивляет. Другое дело, что возникает вопрос: а как быть с решением налогового органа о приостановлении операций по счетам компании, открытым в таком банке? Ответ — никак. Отзыв лицензии у банка не является причиной считать обязанность плательщика по перечислению в бюджет налогов исполненной. Такого основания для разблокировки счета, как отзыв лицензии у обслуживающей плательщика кредитной организации в НК РФ также не предусмот­рено.

Более того, приостановление распространяется на все счета компании в других банках, открытые и до, и пос­ле блокировки. Об этом сказано в письме Минфина России от 20.02.2015 № 03-02-08/8375.

Однако, на наш взгляд, причина, побудившая компанию обратиться с таким вопросом в финансовое ведомство, более серьезна. Из текста письма можно сделать вывод, что в отношении фирмы было вынесено решение о взыскании налога. Однако оно было принято позднее отзыва лицензии у банка. Можно предположить, что через проблемный банк еще до отзыва лицензии фирма добровольно перечислила задолженность, однако сумма в бюджет не попала. Это послужило основанием для принятия инспекцией решения о блокировке и взыскании недоимки со счета фирмы в другом банке.

Далее события могут развиваться так. После того как деньги будут списаны с другого счета, налоговый орган отменит решение о приостановлении операций, так как компания свою обязанность перед бюджетом исполнит. Организация вправе оспорить решение налогового органа о блокировке счета и о повторном списании денег, апеллируя к тому, что она их заплатила еще через банк, у которого отозвали лицензию. Но это будет уже совсем другая история.