Порядок выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников скорректирован

| статьи | печать

Федеральная миграционная служба (ФМС России) скорректировала порядок выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. Изменения связаны с вступлением в силу Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказ ФМС России от 30.10.2014 № 589 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (далее — Регламент), был зарегистрирован Минюстом России 02.03.2015 и вступил в силу 16.03.2015.

По действовавшему ранее регламенту (был утвержден совместным приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 (далее — Регламент 2008 г.)) заявителями являлись работодатели, заказчики работ (услуг), привлекающие иностранных граждан, прибывающих на территорию РФ в порядке, требующем оформления визы, высококвалифицированных специалистов, сами высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы.

Перечень заявителей по новому Регламенту значительно изменился, ими теперь являются четыре категории лиц:

  • работодатель, заказчик работ (услуг), в том числе судовладелец, привлекающий иностранных работников, а также членов семьи высококвалифицированных специалистов, прибывающих в РФ в порядке, требующем оформления визы;
  • работодатель, заказчик работ (услуг), привлекающий высококвалифицированных специалистов;
  • дочерняя организация, филиал или представительство иностранной коммерческой организации, зарегистрированной на территории государства — члена ВТО;
  • сам иностранный гражданин, обучающийся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации высшего образования по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.

В отличие от Регламента 2008 г., новый порядок содержит перечень работодателей или заказчиков работ (услуг), которые могут привлекать высококвалифицированных специалистов. К ним, в частности, относятся российские коммерческие организации, аккредитованные на территории РФ филиалы, представительства иностранных юридических лиц, а также российские научные организации, учреждения здравоохранения и т.д. (п. 2.2 Регламента).

Решение о выдаче работодателю, заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников либо отказе в выдаче принимается ФМС России, как и прежде, в течение 30 календарных дней с даты поступ­ления необходимых документов. В случае если потребуется проведение экспертизы поданных документов, то срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней (ранее этот срок не был определен).

Изменился и перечень документов, которые заявитель в обязательном порядке должен представить в ФМС России или ее территориальный орган для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. К ним относятся только:

  • заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • копии учредительных до­кумен­тов для юридических лиц либо копия до­кумен­та, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
  • проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.

Иные документы, в том числе выписку из ЕГРЮЛ, документ об уплате госпошлины и т.д., заявитель теперь вправе представить, но не обязан. Данные документы могут быть самостоятельно запрошены ФМС России и ее органами по каналам межведомственного взаимодействия у других государственных органов и органов местного самоуправления, а непредставление их заявителем не может быть основанием для отказа в выдаче разрешения (п. 60 Регламента).

Изменены основания для отказа в выдаче ФМС России или ее территориальным органом разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Теперь отказать в выдаче разрешения миграционная служба вправе, в частности, в случае наличия у работодателя, заказчика работ (услуг) неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников; предоставления в ФМС России поддельных или подложных до­кумен­тов либо сообщения

о себе заведомо ложных сведений; отсутствия возможности обеспечения иностранных работников жильем; непредоставления работодателем, заказчиком работ (услуг) в течение шести и более месяцев подряд отчетности в налоговые органы и т.д. (п. 63—63.8 Регламента).

По новому регламенту ФМС России не вправе отказать в выдаче разрешения по таким существовавшим ранее основаниям, как:

  • наличие у работодателя, привлекающего к работе иностранца, непогашенной задолженности по заработной плате за период, превышающий три месяца, иных выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
  • наличие сведений о результатах проверок таких работодателей и выявлении фактов нарушений соблюдения гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан, осуществленных органами исполнительной власти, уполномоченными исполнять надзорно-контрольные функции.