«Оковы тяжкие падут», и штрафы их заменят…

| статьи | печать

Возрождение в России института следственных судей на днях стало темой круглого стола в Комитете гражданских инициатив (КГИ). Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов уверен, что институт необходим для обеспечения прав бизнесменов, зачастую проводящих годы за решеткой в процессе следствия. В шес­той пакет инициатив по гуманизации уголовного законодательства в экономичес­кой сфере, разрабатываемый бизнес-омбудсменом, также войдет предложение о замене предпринимателям «отсидки» кратными штрафами.

Главной темой дискуссии стало предложение о создании в нашей стране института следственных судей, которое активно продвигает уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Б. Титов. При существующем порядке предварительного следствия, по оценке бизнес-омбудсмена, фигура следователя, по сути, никому не подконтрольна. Суды автоматически «штампуют» на этой стадии все ходатайства следствия — в первую очередь о заключении под стражу. С точки зрения бизнеса это создает возможности для непуб­личного и незаконного передела собственности под видом возбуждения и расследования уголовных дел.

«Когда один и тот же судья на протяжении пяти лет каждые три месяца продлевает подсудимому арест, а потом выносит приговор по существу дела, то шансов на оправдание у предпринимателя практически нет, — подчеркнул г-н Титов. — Поэтому разделение этих функций между двумя разными судьями будет способствовать более объективному ведению уголовного процесса».

Концепцию «Возрождение института следственных судей в российском уголовном процессе» в рамках уже действующего уголовно-процессуального законодательства представил участникам круглого стола профессор, эксперт Конституционного суда РФ Александр Смирнов. До­кумен­т предусмат­ривает создание в рамках судебной системы отдельного института судей, которые, не участвуя на дальнейших стадиях в рассмотрении уголовных дел, могли бы по ходатайствам сторон — обвинения, защиты, а также потерпевших — закреп­лять доказательства для будущего рассмотрения этих дел по существу.

Такая модель, по мнению А. Смирнова, не только обеспечила бы действительное равенство сторон на следствии, но, возможно, сократила бы и сроки следствия по уголовным делам, сделала бы невозможными те из них, которые возбуждаются без достаточных оснований.

«Не секрет, что для нас работа с каждым обращением о незаконном уголовном преследовании носит очень сложный характер. Из 1800 таких обращений успешными мы считаем всего 45», — посетовал на сложность ситуации Б. Титов.

Правда, по его словам, труднос­ти здесь, в частности, возникают и потому, что некоторые из таких обращений поступают от «нечистых на руку» предпринимателей, которые пытаются использовать институт Уполномоченного в своих целях.

«Но, несмотря на эти случаи, а также на то, что большинство наших предпринимателей — не образцы законопослушности, мы будем продолжать доказывать, что предпринимателей надо спасать, чтобы экономика развивалась, что нужно консолидировать усилия для создания условий, способствующих развитию бизнеса в стране», — заверил бизнес-омбудсмен.

Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей сейчас заканчивает работу над шестым пакетом инициатив по гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере. Одна из его центральных идей заключается в том, что за экономические преступления нужно не сажать за решетку, а лучше наказывать штрафом, кратным сумме нанесенного ущерба. А если бизнесмен уплатил штраф уже на стадии следствия, то дело даже необязательно передавать в суд.

В ближайшее время бизнес-омбудсмен намерен предложить финальную версию шестого пакета поправок депутатам, которые имеют право законодательной инициативы с тем, чтобы официально внес­ти их в Госдуму.