Внутрикорпоративное мошенничество: опознать и обезвредить

| статьи | печать

Внутрикорпоративное мошенничество — современный бич компаний. Особенно оно распространено в организациях, которые так или иначе работают с госзакупками — покупают необходимые им товары, работы и услуги с использованием этих процедур. «ЭЖ» побывала на конференции для внутренних аудиторов и контролеров компаний, одна из сессий которой была полностью посвящена этой проблеме. На мероприятии спикеры привели примеры из практики и дали эксклюзивные практические рекомендации по борьбе с этим явлением. Самые интересные из них — в этом материале.

Корпоративное (внутрикорпоративное) мошенничество — чаще всего совсем не то мошенничество, о котором идет речь в Уголовном кодексе РФ. Как правило, под ним понимаются злоупотребления сотрудников и других лиц, которые могут принимать решения по сделкам, распоряжаться денежными средствами компании или влиять на принятие названных решений с целью незаконного получения личного дополнительного дохода. Есть мнение, что бороться с этим бесполезно. Но большинство руководителей заинтересованы в том, чтобы свести к минимуму риски, связанные с этими явлениями, раскрыть уже совершенные злоупотребления и предотвратить рецидивы. На Второй национальной практической конференции «Внутренний контроль и ­аудит в России: новые перспективы и возможности», организованной НП «НОВАК», которая состоялась 27 февраля 2015 г. в Москве, спикеры привели множество практических примеров, поделились секретами раскрытия схем злоупотреблений и рассказали о превентивных мерах и способах борьбы с ними. В основном речь шла о закупках как об одной из сфер, наиболее подверженной мошенничеству. Многие из названных способов применимы и в других ситуациях, возникающих не только в сфере закупок.

Коррупция, хищения и использование служебного положения — главные злоупотребления при закупках

Елена Исаева, старший менеджер отдела Форензик ­­KPMG рассказала о том, как выявлять распространенные схемы мошенничества в сфере закупок и о способах борьбы с ними. Она отметила, что в закупочной деятельности можно выделить три вида корпоративного мошенничества. Первый вид — это коррупция. Взятки могут предлагаться за следующие «услуги»:

  • вход на рынок (плата за то, что закупщик крупной компании выбрал именно этого поставщика);
  • расширение квоты, увеличение объемов и ассортимента покупаемых товаров и услуг;
  • предоставление определенному поставщику преференций, льготных условий (предоплата, товарное кредитование и т.д.).

Второй вид — это хищение активов. Оно часто происходит путем завышения цен, оплаты товаров (услуг, работ), не соответствующего цене качества — осуществление «дефектной» поставки, недопоставки, выставления фиктивных счетов («обналичивания» денежных средств), оплаты компании-дублеру. В отличие от коррупции, при хищениях добавляется значительный экономический ущерб. Так, при наличии коррупционной составляющей цена может лишь незначительно отличаться от среднерыночной. Но при хищениях цена становится необос­нованно завышенной. Размер такого хищения можно рассчитать по формуле: «размер денежных средств, выведенных на оплату минус самое высокое рыночное предложение товара». Докладчик рассказал о нескольких таких случаях из своей практики. Например, одна из проверяемых компаний закупала большие объемы товара по цене, завышенной на 700%. Однако оказалось, что и это не предел: в другой ситуации цена была завышена на 1300% по сравнению с ценами, предлагаемыми другими поставщиками.

Третий вид — использование служебного положения в личных целях. Один из типичных примеров связан с выдачей денежных средств на закупки под отчет. При большом количестве подотчетных лиц и больших суммах, выдаваемых под отчет, в сговоре с главным бухгалтером у отдельных сотрудников появляется возможность иметь в распоряжении для личного пользования значительные суммы, постоянно оформляя их как возврат неиспользованного и новую выдачу. Тем самым работник фактически получает беспроцентный кредит, которым может пользоваться сколько угодно. Встречаются также злоупотребления в виде закупки услуг или оборудования для личного пользования за счет организации (приобретение телевизора, видеокамер и т.д.).

Е. Исаева отметила, что практически все этапы проведения закупки подвержены рис­кам мошеннических действий. К ним можно отнести:

  • определение потребности и бюджетирование;
  • проведение тендера и выбор поставщика;
  • заключение договора;
  • исполнение договора;
  • приемка товаров и услуг.

Важно контролировать три наиболее рискованных этапа процесса закупки

Е. Исаева рассказала о самых проблемных с точки зрения возможностей для мошенничества этапах процесса закупки.

Этапом с наибольшим количеством рисков традиционно является проведение тендера и выбор поставщика. Основные нарушения происходят именно в этот период. В 90% случаев, чтобы выявить злоупотребления, необходимо проверить тендерную до­кумен­тацию и наличие аффилированности закупщиков с участниками.

На этой стадии можно выделить пять основных направлений корпоративного мошенничества.

Во-первых, это мошенничество закупщика в отношении своей компании. Реализуется это в виде стандартной схемы, когда заинтересованные лица создают аффилированную компанию, оформляют ее на своих родственников и делают все, чтобы тендер выиграла именно она. Во-вторых, мошенничество поставщика (как правило, подрядчика) в отношении к закупающей компании. В третьих — манипуляции с оплатами или предоплатами поставщику, в том числе путем сговора закупщика и бухгалтера. Например, это может производиться путем двойной оплаты одного и того же товара или услуги. В-четвертых, сговор поставщика и закупщика в ущерб закупающей организации. В-пятых — шантаж, давление на поставщика со стороны закупщика. Это час­то встречаю­щаяся на практике проблема. Так, при аудиторской проверке одной компании обнаружилось, что при покупке дорогостоящего оборудования заказчик дополнительно заплатил несколько миллионов долларов в качестве агентского вознаграждения. При проверке выяснилось, что такие условия предъявили поставщики.

Докладчик отметил, что все разнообразие схем можно свес­ти к двум основным: выбору поставщиков и манипуляциям с объемами закупок (например, искусственным дроб­лением), которые позволяют избежать тендера как такового. Последнее зачастую обусловлено сложностями и длительностью закупок по тендеру: пока выполняются все процеду­ры, потребность в том или ином товаре может исчезнуть. В этот же ряд можно поставить еще один способ, который иног­да используется, чтобы избежать тендера, — проведение искусственных экстренных закупок. Часто встречающейся является и практика лоббирования своих поставщиков, создание техничес­ких условий под своих поставщиков.

Второй этап, который можно отнести к рисковым, — это стадия определения потребности и бюджетирование. Именно при планировании бюджета могут искусственно создаваться потребности в закупке оборудования, товаров или услуг, в которых у компании в целом отсутствует необходимость. Цель таких действий — вовлечение определенного поставщика и завышение размеров выделяемого бюджета. Также возможны последующее списание и реализация на сторону «старого» оборудования. ­Риски такого злоупотребления значительно возрастают, если в организации за функцию закупки и за списание продукции отвечает один и тот же сотрудник. Чтобы заключить договор со «своим» поставщиком, используют и такой способ, как предъявление определенных условий к продукции, завышение требований. Одна из ситуаций раскрылась следующим образом. Инженеры настаивали, что компании нужны модемы определенной марки и комплектации. После проведения проверки с привлечением эксперта выяснилось, что есть возможность приобретать другие модемы, у других поставщиков на более выгодных условиях, а у инженеров была заинтересованность в привлечении определенного поставщика. Вероятность таких злоупотреблений исключать нельзя. С другой стороны, если в тендерном комитете или закупочной комиссии отсутствуют эксперты по закупаемому оборудованию — это тоже плохо: неспециалистам может быть сложно разобраться в важных особенностях предмета закупки.

На данном этапе также распространено такое нарушение, как завышение объема закупок. Это делается прежде всего за счет манипуляции с нормативами расходов закупаемого сырья или цены или количества приобретаемого товара.

На стадии заключения и исполнения договора, приемки товаров и услуг также можно обнаружить признаки корпоративного мошенничества. Они проявляются в следующем:

  • давление на контрагента с целью получения денежных средств, услуг или иных материальных выгод взамен на заключение нового договора или продление существующего;
  • недопоставки количества товара или завышение стоимости поставленного товара;
  • поставка товара с истекающим сроком годности, отсутствием разрешительной до­кумен­тации (сертификатов и т.д.);
  • отсутствие иных подтверждающих оказание услуг до­кумен­тов и расчетов, кроме акта выполненных работ.

Как отметила Е. Исаева, чтобы успешно бороться с перечисленными проявлениями мошенничества, необходимо прежде всего устранить причины, которые ему способствуют. Так, например, на рост коррупции влияют следующие факторы:

  • система стимулирования сотрудников в сфере закупок отсутствует или неэффективна (непрозрачна);
  • отсутствует разделение обязанностей: за сбор информации, первичные переговоры с поставщиками, принятие решения о закупке и сопровождение сделки отвечает один человек и отсутствует системный контроль за его действиями;
  • процесс закупок в нормативной до­кумен­тации слабо формализован или отсутствует;
  • отклонения или нарушения предписанных процедур не наказываются;
  • система внутреннего контроля имеет недостатки.

Центральной проблемой является отсутствие базового контроля за процессом закупок в компании. Спикер порекомендовал компаниям организовать элементарный контроль: это позволит значительно сократить количество злоупотреблений.

Признаки мошенничества можно выявить с помощью открытых информационных источников

Артем Пинчук, коммерческий директор ЗАО «Интерфакс», рассказал об информационных источниках, с помощью которых можно провести собственное расследование и предотвратить или раскрыть случаи корпоративного мошенничества.

Сейчас большой массив сведений стал доступным благодаря развитию технологий и ориентированности государства на ценности открытос­ти информации для бизнеса. С каждым годом с этой информацией все удобнее работать, она становится максимально подробной, персонализированной и поддающейся обработке и поиску.

Почему важно проверять и оценивать компании и физических лиц? На этот вопрос дают ответ некоторые статистичес­кие данные:

  • в России 30—40% компаний являются фирмами-однодневками;
  • ежемесячно происходит порядка 800 банкротств;
  • ежемесячно ликвидируется около 40 000 компаний;
  • примерно 2 млн юридических лиц не представляют бухгалтерскую отчетность.

С помощью открытых информационных источников можно решить ряд задач и понять многое: например, является ли компания однодневкой, каким реальным видом деятельности она занимается, аффилированна ли она с закупщиками или с лицами, принимающими решение о закупке, есть ли какая-то иная взаимосвязь интересующих компаний между собой, проверить компанию на репутационные риски и отследить общий информационный фон вокруг нее.

Информационные источники позволяют не только проверять компании, но и осуществлять мониторинг по физическим лицам. Так, некоторые работодатели отслеживают данные по всем своим сотрудникам (либо только по тем, которые принимают решение в сфере закупок). Предметом мониторинга может быть, например, создание сотрудником юридического лица. В частности, это актуально для тех компаний, в которых работникам, принимающим решения по закупкам, запрещается вести собственный бизнес или являться совладельцами бизнеса. Кроме того, можно выявить связи (час­то скрытые) между физичес­кими лицами и контрагентами, другими компаниями.

Для проверок и мониторинга, как правило, одного источника недостаточно: необходимо пользоваться несколькими. В России уже сформирован значительный пул источников деловой информации. Например, в деловой прессе и отраслевых СМИ можно анализировать статьи и обзоры, отслеживать тенденции, использовать специальные сис­темы мониторинга СМИ (СКАН). Также удобно пользоваться различными интернет-источниками — сайтами компаний, форумами, находить интересующие компании в различных списках и рейтингах. Не следует забывать и о возможностях источников официальной информации и статистики — ФНС России (www.nalog.ru), Росстат (www.gks.ru, www.gmcgks.ru), портал закупок (www.zakupki.gov.ru), ­­ФССП России (www.fssprus.ru), ЦБ РФ с данными банков, страховых компаний (www.cbr.ru), реестры сведений о банкротстве и о фактах деятельности юридических лиц (www.fedresurs.ru), Вестник государственной регистрации, Федеральное агентство по управлению госимуществом (www.rosim.ru), Роспатент (www.rupto.ru) и д.

Благодаря этим и другим источникам, в том числе неофициальным, компания может самостоятельно провести проверку.

Бюро кредитных историй и портал закупок помогут предотвратить злоупотребления

Из названных источников докладчик особо выделил ­портал закупок www.zakupki.gov.ru. Этот сайт позволяет выяснить многое. Во-первых, узнать реальный основной вид деятельности компании. А. Пинчук привел такой пример: пользуясь поиском сайта, удалось выявить неожиданный факт об одной широко известной аптечной сети, которая занимается продажей фармацевтической продукции. С помощью портала закупок выяснилось, что она является одновременно одним из крупнейших поставщиков цветов для одного государственного банка. Во-вторых, проанализировать различные связи между компаниями, в том числе

неявные. Для этого, например, можно задать поиск не по директорам, а по контактным лицам. На практике бывает, что компании не связаны друг с другом ни по адресу, ни по регистрационным данным, но на все закупки до­кумен­ты, как правило, подаются от одного лица (закупщика либо, наоборот, сотрудника коммерческого отдела). Этот способ поможет выявить концентрацию заказчика на аффилированных поставщиках.

В-третьих, на сайте доступна информация по сертификатам, патентам, лицензиям. Это поз­волит быстро проверить, действительно ли компания имеет право заниматься заявленным видом деятельности.

Кроме того, с помощью этого портала возможно обнаружить «карманные» компании. Статистические данные помогут увидеть, кто еще участвует в закупках одновременно с определенной компанией, кто из участников торгов занимается аналогичным видом деятельности, и выяснить, почему сделан выбор в пользу именно этого поставщика, а не конкурента. Портал предоставляет доступ к различной информации — вплоть до прайс-листов, цен других поставщиков, позволяет узнать, как проходили торги, какая была предоставлена скидка и т.д. Все это поможет задавать правильные вопросы сотрудникам, принимавшим решения. Например, по вызывающим подозрения торгам, на которых была предоставлена скидка более чем 30%, или по торгам, похожим на специально организованные, — их признаками может быть как участие в торгах компаний, которые всегда приходят на все торги вместе, так и то, что на торги пришел только один участник. Заинтересованные в раскрытии и предотвращении мошенничества компании могут построить и другие модели проверок, которые будут позволять быстро оценивать риски.

Еще один важный источник информации, на значимость которого обратил внимание докладчик, — это бюро кредитных историй (далее — БКИ). Раньше сведения о кредитах были открыты только для кредитных организаций, сейчас же воспользоваться этой базой может любая компания. БКИ поз­воляет оперативно и качественно проверять как компании, так и физических лиц (например, сотрудников и других лиц, принимающих решения по закупкам) на предмет наличия у них кредитов, своевременнос­ти исполнения кредитных обязательств, оценки появления у них денежных средств и т.д. По данным БКИ можно узнать о сумме кредитов, решениях суда о долгах по платежам ЖКХ и алиментам, о платежах по кредитам, предмете залога, о просрочках свыше 120 дней и т.д. Тем более с 1 марта 2015 г. перечень сведений, содержащихся в БКИ, расширен (Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Используя эти сведения, можно выделить ряд сотрудников в «группу риска» — тех, у которых есть просрочки, или тех, у которых сумма выплат составляет более 50% от доходов, и т.д. Как показывает практика, у сотрудника, который чрезмерно нагружен кредитными обязательствами, риск совершения мошенничес­ких действий выше.

Ценность сотрудников, которые имеют долю кредитов меньше 30% зарабатываемых денег и гасят их своевременно, выше, чем ценность сотрудников, которые имеют множество кредитов, не умеют управлять своими финансами и гасят кредиты с задержкой.

В целом поведение при погашении кредитов характеризует не только персонал, но и собственников бизнеса. Не следует забывать, что для небольшого бизнеса кредитная история собственника — это фактически кредитная история самой компании.

Кредитная история позволит увидеть и очевидно подозрительные ситуации — например, погашение кредита сразу после его оформления. Дело в том, что одним из способов «легализовать» сторонний доход и отвести от себя подозрения является покупка дорогой вещи на кредитные средства.

Для получения доступа к БКИ существует единственное законодательное ограничение — необходимо получить согласие от проверяемой компании или физического лица. После оформления такого согласия руководство компании получает полный доступ к интересующим ее кредитным историям.

К сведению

Распространенные способы мошенничества на этапе проведения тендера и выбора поставщика:

  • закупки через аффилированные компании;
  • сговор поставщиков по установлению цены во время проведения тендера (например, приглашаются поставщики, которые изначально не удовлетворяют нужным условиям, в отличие от аффилированной фирмы);
  • создается видимость тендера путем участия в нем нескольких аффилированных между собой компаний;
  • требования в техническом задании пишутся под конкретного поставщика;
  • основные параметры тендера (критерии оценки, условия доплаты, доставки и т.д.) закладываются с учетом возможностей определенного поставщика;
  • закупки «дробятся» на более мелкие лоты, чтобы осуществить бестендерную закупку;
  • искусственно создается ситуация «экстренности» закупки, чтобы избежать тендера;
  • предварительная информация о ценах предоставляется «своему» поставщику;
  • установление в приглашении на тендер нереальных сроков для подготовки предложений;
  • публикация информации о тендере в изданиях способами, заведомо не обеспечивающими ее распространение среди компаний, заинтересованных в участии;
  • изменения формальных требований к тендерной до­кумен­тации с целью исключения «лишних» участников;
  • формирование тендерной комиссии без привлечения специалистов в предметной области, а также привлечение к принятию решений заинтересованных лиц (инициаторов закупки);
  • задержки в ответах и разъяснениях потенциальным ­конкурентам (участникам ­тендера);
  • отклонение предложений участника по надуманным причинам;
  • присуждение победы предложению с очень низкой ценой (большой отрыв от остальных предложений);
  • отклонение всех предложений, если победа «своего» поставщика невозможна;
  • искусственное проталкивание «своего» поставщика через дополнительные запросы уточнений, разъяснений и внесение изменений, что по существу меняет изначальную суть заявки на тендер.