Новации для спецрежимов

| статьи | печать

В конце декабря были приняты два федеральных закона, которые установили правила налоговых каникул индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ПСН, определили порядок учета сумм финансовой поддержки на привлечение трудовых ресурсов для упрощенцев и сельхозтоваропроизводителей и изменили сроки уплаты налога по ПСН.

Налоговые каникулы для предпринимателей

С 1 января 2015 г. впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве системы налогообложения УСН или ПСН, при определенных условиях смогут первые два года своей деятельности применять в отношении налога, уплачиваемого по данным спецрежимам, нулевую ставку. Это стало возможным благодаря изменениям, внесенным в ст. 346.20 и 346.50 НК РФ Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Положения о налоговых каникулах будут действовать до 1 января 2021 г. Рассмотрим нововведения подробнее.

УСН

В статье 346.20 НК РФ появился новый п. 4, в котором прописаны правила налоговых каникул для предпринимателей, при­меняю­щих УСН. Суть их заключается в следующем:

1. Возможность использования нулевой налоговой ставки определяется законом субъекта РФ.

2. Налоговые каникулы могут быть установлены только в отношении индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего закона субъекта РФ и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Они применяют нулевую ставку со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ, в этот период ими не уплачивается.

Обратите внимание, что нулевую ставку не могут применять индивидуальные предприниматели, снявшиеся с учета в связи с прекращением деятельности и вновь зарегистрированные (повторно или в очередной раз) после вступления в силу закона субъекта РФ, устанавливающего возможность использования нулевой налоговой ставки (письмо Минфина России от 26.01.2015 № 03-11-10/2204).

3. Конкретные виды деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах определяются субъектом РФ на основании Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН) и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

4. Предприниматель утрачивает право на применение нулевой ставки, если по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась нулевая налоговая ставка, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%.

Иные ограничения на применение нулевой налоговой ставки определяются законом субъекта РФ. В частности, им могут быть установлены ограничения средней численности работников и предельного размера доходов от реализации по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется нулевая ставка. При этом предельный размер доходов от реализации не может быть уменьшен более чем в десять раз по сравнению с предельным доходом, установленным в п. 4 ст. 346.13 НК РФ для целей утраты права на применение УСН. Напомним, что величина предельного дохода, установленная в п. 4 ст. 346.13 НК РФ, составляет 60 млн руб. Она подлежит индексации. Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, равный 1,147. То есть на 2015 г. предельный размер дохода, установленный в п. 4 ст. 346.13 НК РФ, составляет 68,820 млн руб. (60 млн руб. x 1,147). Следовательно, в 2015 г. законами субъектов РФ предельный размер дохода для утраты права на применение нулевой ставки, не может быть установлен ниже, чем 6,882 млн руб.

При нарушении ограничений на применение нулевой налоговой ставки индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1, 2 или 3 ст. 346.20 НК РФ, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения. То есть предприниматель уплачивает налог по той ставке, которая соответствует выбранному им до перехода на нулевую ставку объекту налогообложения по УСН («доходы» или «доходы минус расходы»).

ПСН

Правила для установления налоговых каникул предпринимателям, применяющим ПСН, в целом аналогичны правилам для УСН. Они установлены в новом п. 3 ст. 346.50 НК РФ.

Отличия от УСН заключаются в следующем:

1. Предельный размер дохода по виду деятельности, в отношении которого применяется нулевая ставка, при превышении которого предприниматель утрачивает право на ее применение, полностью определяется законом субъекта РФ (никаких ограничений на этот счет НК РФ не устанавливает).

2. Если предприниматель помимо деятельности, облагаемой по нулевой ставке, ведет иные виды деятельности в рамках ПСН, облагаемые по обычной ставке, или в рамках иных режимов налогообложения, он должен вести раздельный учет доходов.

3. В случае нарушения ограничений на применение нулевой налоговой ставки, установленных законом субъекта РФ, предприниматель обязан уплатить налог по обычной налоговой ставке, предусмотренной п. 1 или 2 ст. 346.50 НК РФ, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Сроки для уплаты налога по ПСН

Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ внесены изменения и в сроки уплаты налога при применении ПСН.

Теперь налог уплачивается:

1) если патент получен на срок до шести месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента (раньше — не позднее 25 календарных дней после начала действия патента);

2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:

— в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента (раньше — не позднее 25 календарных дней после начала действия патента);

— в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента (раньше не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода).

Обратите внимание, что новые сроки уплаты налога распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г., и не относятся к случаям нарушения сроков оплаты патента индивидуальными предпринимателями в 2014 г. (письмо Минфина России от 26.01.2015 № 03-11-11/2213).

Помимо изменения сроков уплаты налога по ПСН, в новом п. 3 ст. 346.51 НК РФ установлен срок для уплаты налога налогоплательщиками, утратившими право на применение нулевой налоговой ставки. Они должны уплатить налог не позднее срока окончания действия патента.

Учет субсидий на привлечение трудовых ресурсов

С 1 января 2015 г. появилось новое направление государственной политики в области содействия занятости населения — создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами РФ, включенными в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 425-ФЗ). Работодатели, которые участвуют в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, получают сертификат, дающий им право на получение финансовой поддержки.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 465-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлены правила учета полученных средств финансовой поддержки по сертификату на привлечение трудовых ресурсов при применении ЕСХН и УСН.

При применении ЕСХН средства финансовой поддержки, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ по сертификату на привлечение трудовых ресурсов, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных средств финансовой поддержки. Если условия получения средств финансовой поддержки нарушены, сумма финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств указанной финансовой поддержки превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим подпунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. Такие правила прописаны в новой редакции подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ, действующей с 1 января 2015 г.

Аналогичный порядок учета средств финансовой поддержки по сертификату на привлечение трудовых ресурсов установлен и для УСН (п. 1 ст. 346.17 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2015 г.).