Заключить госконтракт на выполнение работ на территории ЗАТО вправе любая компания независимо от ее места регистрации

| статьи | печать

Даже если компания — подрядчик по государственному контракту о выполнении работ на территории ­ЗАТО не зарегистрирована в данном муниципальном образовании, она вправе исполнять такой контракт. Законодательство не содержит императивного требования о необходимости проведения работ исключительно зарегистрированными в ­ЗАТО лицами (Определение ВС РФ от 21.01.2015 № 306-КГ14-1616 по делу № А49-8135/2013).

Суть дела

Федеральное государственное унитарное предприятие (далее — истец, предприятие, заказчик) разместило на своем веб-сайте извещение о проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора по выполнению проектных и строительно-монтажных работ по установке приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилых многоквартирных домах закрытого административно-территориального образования (далее — ­­ЗАТО). В конкурсной до­кумен­тации были установлены требования к участникам конкурса о регистрации по месту нахождения, месту выполнения работ.

Общество с ограниченной ответственностью (далее — общество), место регистрации которого находилось не в границах ­­ЗАТО, подало заявку на участие в конкурсе. Однако она была отклонена пред­приятием из-за невыполнения требования о месте регистрации. В связи с этим общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика.

Рассмотрев жалобу, антимонопольный орган вынес решение, которым признал предприятие нарушившим нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) путем установления в конкурсной до­кумен­тации требования к участникам о регистрации по месту нахождения, месту выполнения работ, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Предприятию было выдано предписание, согласно которому оно должно было прекратить выявленное нарушение Закона о защите конкуренции, а также привести конкурсную до­кумен­тацию в соответствие с требованиями Единого отраслевого стандарта закупок (положения о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Рос­атом» (утв. решением наблюдательного совета госкорпорации от 07.02.2012 № 37, далее — Положение о закупке «Росатома»).

Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, предприятие обратилось в арбитражный суд.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

На официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение, до­кумен­тация, проект, вносимые в эти до­кумен­ты изменения, а также разъяснения до­кумен­тации, протоколы, составляемые в ходе закупки, и информация, размещение которой преду­смотрено законом. Положение о закупке, а также изменения, которые в него вносятся, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение 15 дней со дня их утверждения (п. 1,5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», далее — Закон о закупках).

В до­кумен­тации указываются сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень до­кумен­тов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (подп. 9 п. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Суд обратил внимание на то, что в силу п. 1 ст. 448 ГК РФ в открытом конкурсе может участвовать любое лицо. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Среди признаков такого ограничения закон называет сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с изменениями общих или иных условий обращения товара на рынке, и другие (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Антимонопольный орган установил, а истец не оспаривал, что при закупке товаров, работ и услуг предприятие руководствовалось Положением о закупке «Росатома». Как отметил суд, это положение не содержит требования к участникам закупки о регистрации в качестве субъекта гражданского права по месту выполнения работ (оказания услуг).

В обоснование своей позиции истец сослался на нормы п. 30 Положения о порядке обеспечения особого режима в ­­ЗАТО, на территории которого расположены объекты гос­корпорации «Росатом» (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.96 № 693, далее — Положение № 693). Согласно данной норме на территории ­­ЗАТО зарегистрированные в установленном порядке юридические лица осуществляют деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования. При этом юридические лица в своей деятельности используют трудовые ресурсы ­­ЗАТО.

Однако суд обратил внимание на п. 25 данного Положения, согласно которому разрешение на въезд граждан РФ на территорию ­­ЗАТО выдается руководителем объекта в случае необходимости въезда в целях производственной необходимости или удовлетворения социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования, а также в связи с нуждами объекта — тогда разрешение выдается руководителем органа местного самоуправления ­­ЗАТО. Следовательно, нормы п. 30 Положения № 693 не содержат обязательного требования о выполнении работ (оказания услуг) для нужд жителей ­­ЗАТО только теми лицами, которые зарегистрированы на территории закрытого образования.

Суд первой инстанции отметил, что включение в конкурсную документацию требования к участникам закупки о наличии регистрации по месту выполнения работ (оказания услуг) противоречит целям, закреп­ленным в ст. 1 Закона о закупках, а именно развитию добросовестной конкуренции, предотвращению коррупции и других злоупотреблений, а также принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Апелляционная инстанция оставила в силе решение суда, а жалобу — без удовлетворения.

Судьи кассационной инстанции отменили решение первой и постановление апелляционной инстанций. При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмот­ренное федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами ограничение доступа к учас­тию в торгах, запросе котировок или запросе предложений (ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Федеральные законы, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении ­­ЗАТО с учетом особенностей, устанавливаемых законом (п. 4 ст. 1 Закона РФ от 14.07.92 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», далее — Закон о ­­ЗАТО).

Право осуществлять предпринимательскую деятельность на террито-рии закрытого образования имеют физические и юридические лица, отвечающие требованиям обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и объектов в таких административно-территориальных образованиях (п. 2.4. ст. 3 Закона о ­­ЗАТО). Поскольку из норм данного закона следует требование о регистрации юридических лиц, осуществ­ляющих предпринимательскую деятельность на территории закрытого образования, предприятие правомерно включило в конкурсную до­кумен­тацию такое требование к участникам конкурса.

Позиция Верховного Суда

Верховный суд РФ отменил постановление кассационной инстанции, а решение первой и постановление апелляционной оставил в силе. По мнению судей, кассационная инстанция неверно истолковала положения Закона о ­­ЗАТО и Положения № 693.

Из содержания ст. 3 Закона о ­­ЗАТО следует, что на территории закрытого административно-территориального образования не допускается деятельность организаций, учредителями которой являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, их отделения, а также деятельность международных организаций. Однако остальные положения этой статьи не содержат запрета на осуществление деятельности на территории закрытого образования иными юридичес­ким лицами и предпринимателями, а устанавливают особый режим безопасного функционирования организаций и объектов в ­­ЗАТО.

Положением № 693 установлены специальные правила осуществления хозяйственной деятельности на территории закрытого образования, которые участники проводимых конкурсов должны учитывать при подаче заявок, а также соблюдать в случае победы. Однако, эти условия не могут быть истолкованы как исключающие саму возможность осуществления такой деятельности и участие в конкурсных процедурах российских хозяйственных обществ, не зарегистрированных на территории закрытого образования.