«Моно» не значит одинокий

| статьи | печать

На государственную финансовую поддержку рассчитывают в 313 монопрофильных муниципальных образованиях со статусом городского округа или городского поселения. В срочной помощи нуждается каждый четвертый из них.

За год согласно официальным данным (распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р) число претендентов на финансовые вливания в местные бюджеты сократилось на 29 моногородов.

Причина убыли неясна. То ли в этих городах диверсифицировали экономику и ушли от зависимости от экономического состояния градообразующего предприятия. То ли хозяйст­вующие холдинги распались на малые компании или создали вокруг вспомогательные производства. То ли моногорода утратили статус муниципального образования и влились в соседние мегаполисы.

Первые претенденты на финансовую помощь

Все высказанные предположения основаны не на пус­том мес­те. К примеру, местные предприниматели в г. Кандалакше (Мурманская область) без оглядки на власть и крупный бизнес сами формируют туристический кластер. Три года назад северный город был в числе неперспективных.

Тогда на Московском международном урбанистичес­ком форуме была озвучена идея федерального Министерства экономического развития о сворачивании бюджетной поддержки неперспективных городов и перенаправлении освобождающихся средств на развитие мегаполисов. В ту пору глава ведомства Эльвира Набиуллина (ныне председатель Центрального банка РФ. — Прим. ред.) назвала цифру в 15—20 млн переселенцев из неперспективных моногородов в города-миллионники.

За три минувших года позиция правительства не изменилась. На встрече со студентами Московского института стали и сплавов (МИСиС) 24 января премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что от бесперспективных городов надо отказываться, ибо «экономика не должна стоять на мес­те». По его словам, в стране много моногородов, в которых очень высок уровень безработицы. Он сказал, что не надо обращать внимания на выселение даже в тех случаях, когда на это негативно реагирует местное население. В то же время, по свидетельству ­­РИАН, Д. Медведев отметил, что в моногородах следует открывать новые производства. Якобы государство готово взять на себя до 90% финансирования работ по улучшению экономического и социального положения моногородов исходя из конкретной ситуации. Остальная часть финансов — средства регионального или муниципального бюджетов, полностью зависимых от самочувствия госказны.

Государственным институтом поддержки монопрофильных муниципалитетов стал Фонд развития моногородов. Он зарегистрирован ФНС 13 октяб­ря 2014 г. как некоммерческое партнерство. Намеченный объем бюджетного финансирования фонда в 2014—2017 гг. — 30 млрд руб. 3 млрд уже выделены в прошлом году. 5 млрд планируется выделить в наступившем году. Остальная сумма будет распределена в 2016 и 2017 гг.

Сведения о планируемом бюджетном финансировании ФРМ сообщила руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева в конце 2014 г. в Общественной палате РФ. По ее словам, в первую очередь федеральные деньги дадут моногородам с тяжелым социально-экономическим положением, находящимся в так называемой «красной зоне». Официально запрещающий движение цвет светит 75 населенным пунк­там с населением в среднем от 10 000 до 100 000 человек.

Первые получатели федеральной помощи названы. Это кузбасские города Анжеро-Судженск и Юрга, чувашский Канаш и Камешково во Владимирской области, уральский Краснотурьинск и Надвоицы из Карелии, а также дальневосточный Чегдомын. У них лучше, чем у других претендентов на государственное вспоможение, оказались подготовлены нужные до­кумен­ты. Теперь, по свидетельству И. Макиевой, ФРМ проверяет в них наличие «живых инвесторов».

В наступившем году возглавляемая ею рабочая комиссия отберет еще семь городов из «красной зоны». В одном только Забайкальском крае ­девять монопрофильных муниципальных образований. У двух из них самая высокая готовность до­кумен­тов для подачи в ФРМ. Фонд официально зарегистрирован по юридическому адресу своего единственного учредителя — государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), но не обнародовал еще свои реквизиты и не имеет ни собственного сайта, ни своей странички на сайте учредителя.

«Скромный» институт развития

В отличие от другого института развития — АО «Агентство кредитных гарантий», который за полгода существования стал востребованным инструментом государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса, Фонд развития моногородов присутствует только в СМИ. И то старания­ми журналистов, освещающих сферу местного самоуправления. По их сведениям, известно, например, что генеральным директором ФРМ в регистрационных до­кумен­тах Минюста записан депутат законодательного собрания Пермского края Дмитрий Скриванов.

«Скромность» фонда, если не сказать застенчивость, удивляет. Только в декабре приняты три федеральных закона, призванных помочь моногородам. Так, целая глава закона о территориях опережающего развития (от 29.12.2014 № 473-ФЗ) описывает особенности создания в монопрофильных муниципальных образованиях производственных зон форсированного экономического роста. Согласно этим нормам в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) включаются все коммерческие организации, заключившие соглашения с региональными или муниципальными властями о деятельности в таких зонах роста. Условиями внесения их в перечень являются:

1) регистрация юридического лица в данном муниципальном образовании;

2) деятельность юридического лица только в этом муниципальном образовании;

3) реализация юридическим лицом инвестиционного проекта на территории регистрирую­щего муниципального образования;

4) юридическое лицо не может быть градообразующей компанией или ее дочерней ­организацией.

Градообразующей организацией считается компания, среднесписочный состав которой превышает 20% общей численности работников всех хозяйствующих субъектов в конкретном муниципальном образовании.

Резидентами ­­ТОСЭР в моногородах не могут быть:

  • государственные и муниципальные унитарные предприя­тия;
  • финансовые организации, в том числе кредитные и страховые организации.

Еще один федеральный закон (от 22.12.2014 № 425-ФЗ) регулирует субсидирование так называемого пакета переселенца, переезжающего с семьей на новое место жительства по мес­ту новой работы, и финансирование работодателей, участников программ повышения мобильности рабочей силы внутри страны.

Во II квартале вступает в силу федеральный закон о промышленной политике (от 31.12.2014 № 488-ФЗ), который прописывает порядок формирования и реализации специальных инвестиционных проектов, а также процедуры создания промышленных кластеров.

Экономическое состояние моногородов России на 29.07.2014

Экономическая ситуация

Количество городов

Стабильная

89

Риск ухудшения

149

Сложная

75

ИСТОЧНИК: Правительство РФ

Бизнес тоже начал вовлекать население в развитие моногородов. Так, крупнейшая российская угольная компания ­­СУЭК набирает в молодежные трудовые отряды юношей и девушек в возрасте 14—17 лет, которым небезразлична судьба отчего края. Трудотряды дают молодежи возможность с пользой для родного города и для семейного кошелька провести каникулярные месяцы. Этот проект, по мнению председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию реального сектора экономики Сергея Григорь­ева, способен предоставить остальным жителям моногородов возможность «заработать дополнительные деньги и собственным трудом улучшить свой город».

Но ФРМ, похоже, устраивает судьба двух других проектов Внешэкономбанка — Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, созданного в 2011 г., и Корпорации развития Северного Кавказа, действующей с 2010 г. Спустя немногим более полугода пос­ле создания дальневосточного фонда было образовано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. В мае 2014 г. образовано Министерство РФ по делам Северного Кавказа. Если следовать этой логике, то надо открывать федеральное министерство по диверсификации экономики российских моногородов.