Что общего у бизнес-аналитики с представлением в цирке?

| статьи | печать

В прошлом году в «ЭЖ» вышло несколько статей по бизнес-аналитике, актуальным задачам и новым трендам в управленческом учете Гэри Кокинза — MBA, CPIM, исполнительного директора IMA Global, основателя и владельца компании Analytics-Based Performance Management, LLC США, автора многочисленных книг и статей (www.garycokins.com)1.

В них он делился опытом и приводил примеры практического использования современных методов и инструментов повышения эффективности компаний. В этом материале Г. Кокинз размышляет об устройстве организации, используя нетривиальный подход, — через искусство цирка шапито. Выявляет общие черты в поведении циркачей и сотрудников компании при выполнении проектов. Ведь менеджмент, наряду с трезвым расчетом, тоже искусство. По мнению автора, цирковое искусство и бизнес-аналитика имеют нечто общее: приобщаясь к ней, словно попадаешь в иной мир, на другую планету, где многое кажется чем-то из области чудес и постоянно вызывает удивление. И хотя в цирковом представлении, как и в жизни бизнес-аналитиков, не все гладко и однозначно, передавая атмосферу работы аналитиков через образные персонажи, людей с суперспособностями, автор будоражит воображение, будто хочет сказать: возможности бизнес-аналитики на практике не ограничены. Что же объединяет специалистов этих двух, на первый взгляд, диаметрально противоположных сфер?

Замечали ли вы, что цирковые артисты и их роли часто напоминают сотрудников компании и их поведение? Они бывают очень разными. Компании в погоне за использованием бизнес-аналитики и методологии управления эффективностью (enterprise performance management, EPM), основанной на аналитике, также привлекают различных специалис­тов. А в чем проявляется их сходство с артистами цирка?

Вот некоторые типы сотрудников, выступающих «на арене» организации, соответствующие тем или иным ролям артистов цирка, которых вы легко можете опознать. Это позволит взглянуть на организацию со стороны и понять, где вы работаете.

У каждого своя роль

Клоуны не только веселят, но и играют важную роль. Они отвлекают всеобщее внимание во время реализации проекта, что позволяет его проанализировать. Польза в том, что некоторые перебои (перерывы) в этом процессе мешают прогрессу компании. А кто в вашей команде Эммет Келли2?

Зазывалы привлекают пуб­лику. «Шаг вправо — и наслаждайтесь шоу. Приходи один, приезжайте все». Они выступают промоутерами, продвигают, рекламируют представление (шоу). Им необходимо взволновать публику, взбудоражить ее воображение, чтобы она заинтересовалась тем, что грядет.

В организации такие сотрудники обучают коллег или, по крайней мере, помогают им получить представление, увидеть преимущества использования аналитики, а также методов и систем управления производительностью и эффективностью предприятия. Ведь их применение основано на использовании методов моделирования и статистического анализа, таких как, например, корреляция, регрессия, анализ сегментации. А это для многих почти как «увидеть бородатую даму и змею с двумя головами» в цирковом шоу.

А когда на манеже появляются эквилибристы, публика замирает. Выступление эквилибриста привносит волнение. Будет ли завершен сложный номер, доберется ли артист по канату до другой стороны? И если он потерпит неудачу, случится катастрофа. Эквилибристы очень похожи на аналитиков с дедлайном (жесткими сроками), которые также делают много трюков во время выполнения своей работы или стремятся найти (уловить) в аналитике что-то очень важное для компании. Как правило, они действуют в одиночку.

Воздушные гимнасты очень похожи на эквилибристов. Когда они совершают свои акробатические номера, зрители также нервничают. Но, в отличие от эквилибристов, воздушные гимнасты выступают в команде. Их жизнь зависит от тесного сотрудничества друг с другом. В этом смысле нет различий между функциями менеджеров, сотрудников-аналитиков и специалистов по информационным технологиям (ИТ). Ведь в команде нет никакого «Я».

Предсказатели будущего и гадалки — это особый тип аналитиков, они занимаются прогнозированием и прогнозным моделированием. Ведь каждый хочет знать свое будущее. В частности, когда в бизнесе прогнозы спроса стали более надежными и их можно было рассматривать в качестве независимой переменной, все другие переменные, такие как потребность в ресурсах, запасы и т.п., стало возможным планировать. Конечно, гадалки строят свои предположения и догадки, пользуясь хрустальным магическим шаром для гадания. Но для точного прогноза нужны мощные программные инструменты.

Укротители львов — это руководители проектов и координаторы. Они работают со всеми привлекаемыми к проекту линейными руководителями, банкирами, представителями государственного регулятора и многими другими, кому нравится рычать как лев. Все они совершенно непредсказуемо могут атаковать и глубоко впиться в жертву своими острыми когтями. Поэтому у укротителей всегда есть кнут и лакомство, способные повлиять на львов. Но этого иногда бывает недостаточно. В аналогичное положение попадают и проект-менеджеры и координаторы, они могут не иметь достаточно полномочий для того, чтобы влиять на всех участников проекта, не говоря уже о его недоброжелателях и (или) противниках.

Есть в цирке похожие на укротителей хищников укротители слонов, но их работа немного легче. Слоны более послушны и предсказуемы, чем львы. Они схожи с менеджерами и сотрудниками, которыми проще управлять, пустив им пыль в глаза, но не стоит им перечить. Они этого никогда не забывают.

Жонглеры — артисты, выполняющие роль планировщиков проекта. Их знания и опыт заключаются в умении концент­рироваться и не отвлекаться. Когда дела идут не по плану, например, уронили предмет жонг­лирования, при умелом манипулировании они могут хорошо и быстро восстановить и перераспределить приоритеты в графике без причинения большого вреда проекту.

А вот с иллюзионистами нужно быть предельно осторожными, поскольку они являются экспертами в иллюзиях и ловкости рук. Самый знаменитый из них — великий иллюзионист Гарри Гудини. Некоторые руководители любят таких сотрудников. Но сами руководители данного типа ведут себя предвзято. Они полагаются лишь на свое внутреннее чутье и интуицию в принятии решений. А потом привлекают магов и чародеев с целью манипулирования и подтасовки фактов для обоснования интуитивных решений. А вы можете вытащить кролика из шляпы?

Силачи — это исполнители с большими мускулами и огромными гирями. Они могут сгибать стальные прутья. Такие люди подобны аналитикам, владеющим навыками работы с BigData и использующим высокоэффективную аналитику. Они могут совершать любые чудеса.

Акробаты прыгают и делают сальто в воздухе, но в конце концов приземляются на ноги. Их можно сравнить с опытными аналитиками. Сложно предположить, что они будут делать, но они всегда заканчивают свои трюки, находя и подбирая нужные идеи из больших и постоянно растущих объемов данных организации.

Продавцы сахарной ваты похожи на бухгалтеров и сотрудников с низким уровнем квалификации, поставляющих данные. Они предлагают менеджерам, принимающим решения, по сути, нездоровую пищу, иначе говоря, бесполезную информацию. Выглядит это красиво, но при этом преследуются мелкие цели, к тому же такая «еда» не имеет питательной ценности. К счастью, есть бухгалтеры, предлагающие и здоровую пищу — значимую и существенную информацию, например, для проведения анализа производительности и прибыльности клиента.

Ходулисты подобны сотрудникам, появляющимся в начале проекта, но потом вы никогда не увидите их снова. Им нравится встречать и приветствовать всех. Они испытывают удовольствие, глядя на всех сверху.

И наконец, дворники. Многие исполнители чувствуют себя дворниками с метлами и лопатами, следуя за другими и вычищая оставленный ими беспорядок. Ведь ни один проект не бывает совершенным, и всегда есть какие-либо «отходы».

Успех команды во многом зависит от слаженной работы на общую цель

Когда цирк впервые приезжает в какой-либо город, он организует большой парад всех исполнителей — цирковой парад. Такое шоу похоже на стартовую встречу по проекту (kick-off) или годовое собрание по результатам продаж в конференц-зале. Здесь много шума, показного блеска, решительности и напористости. Но зрители (участники проекта, сотрудники) на основании такого парада не могут реально оценить, будет ли потенциальное выступление (проект, анализ целевых продаж) «величайшим шоу на земле» или окажется безнадежным.

Цирковой шатер — это место, где располагается вся инфраструктура и весь необходимый для представления реквизит, обслуживающий персонал. Специалисты по информационым технологиям предоставляют оборудование, программное обеспечение для обратотки данных и их анализа, обеспечивают аналитикам и исполнителям доступ к ним. Если же «канат, клетки и реквизит» не

правильно настроены, исполнители попадают в зону риска. Аналогичное происходит и с айтишниками, если они ведут себя как обструкционисты — создают помехи для работы, владея реквизитом, и другие исполнители чувствуют себя заложниками выполняемых заданий.

Ведущий представления подобен генеральному директору компании. Это великие коммуникаторы, обладающие глубокими и громкими голосами. Они любят быть в центре внимания, но реальной работой занимаются мало. Все это делают другие. Являясь хорошими организаторами, директора задают стратегический тон организации и вдохновляют всех на выполнение проекта.

А в каком цирке работаете вы? Наверное, у вас все «артис­ты» более высокой квалификации. Надежды на дальнейшее принятие и развитие бизнес-аналитики, а также повышение эффективности компании на основе аналитики связаны с тем, что цирки процветают, когда работает профессиональная команда.

Так же процветают и организации, использующие бизнес-аналитику и поддерживающие ее EPM программные системы. Ведь цирк — это команда, собранная с общей целью развлекать и, как следствие, зарабатывать на жизнь. И в этом организации не сильно отличаются. Здесь люди просто носят другую одежду и нет животных.


1 См. «ЭЖ», 2014, № 14, 19, 24, 33.

2 Известный американский цирковой ­актер-комик.