Закрытым городам помогут избавиться от «лишних» жителей

| статьи | печать

Государство поможет федеральным структурам, имеющим подведомственные закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), с переселением излишков населения на таких территориях в другие регионы и муниципалитеты.

С 1 января вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О закрытом административно-территориальном образовании“, в статью 17 Федерального закона „Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» (от 29.12.2014 № 454-ФЗ). Он предусматривает возмещение из бюджетной системы РФ семьям, пожелавшим покинуть ЗАТО, расходов на переезд и приобретение жилья на новом месте жительства.

Местная власть оплатит расходы по переезду

Согласно официальным сведениям излишек населения есть в 37 из 42 существующих закрытых административно-территориальных образованиях страны. В этих 37 муниципальных образованиях со статусом городского округа проживает более одного миллиона человек. По состоянию на 1 декабря 2014 г. заявления на выезд из ЗАТО подали более 22 000 семей. Это, свидетельствует Министерство финансов РФ, около 7% от общего числа семей, проживающих на закрытых территориях.

В 2013 г. из ЗАТО в другие муниципальные образования России переселилась 371 семья, или 1,7% из поставленных на учет переселенцев. Им переведено почти 600 млн руб. из федерального бюджета и более 14 млн руб. из местных бюджетов закрытых административно-территориальных образований. Это соответственно 97,6 и 2,4% из выделенных государством в 2013 г. бюджетных средств.

Из муниципальных бюджетов согласно принятым внесениям в закон о ЗАТО (от 14.07.92 № 3297-1) оплачиваются:

  • стоимость проезда переселенцев на новое место жительства;
  • стоимость провоза багажа железнодорожным или автомобильным транспортом весом не более 5 т на одну семью.

Эти дополнительные бюджетные расходы компенсируются закрытым административно-территориальным образованиям отдельным решением федерального правительства. Возможно, будет принят единый порядок перераспределения бюджетных средств в таких случаях. Не исключено, что в каждом отдельном случае будет приниматься отдельное правительственное решение. В любом случае выделяемая сумма не должна повлиять на общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и из региональных бюджетов субъектов Федерации. В сторону уменьшения, естественно.

Напомним, что согласно закону о ЗАТО объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета местным бюджетам закрытых административно-территориальных образований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на последующие два года.

Расходы бюджетной системы 2014 г., в том числе на переселение из ЗАТО, будут подсчитаны к принятию осенью нового консолидированного бюджета страны на очередную плановую трехлетку.

Согласно Государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной правительством весной прошлого года (постановление от 15.04.2014 ), ежегодно планируется выдавать государственные жилищные сертификаты 300 семьям, покидающим ЗАТО. На это предусматривается выделять из федерального бюджета не менее 500 млн руб. Таким образом, нетрудно подсчитать, что стоимость одного государственного жилищного сертификата составит не более 1,8 млн руб. Это по рыночным ценам стоимость однокомнатной квартиры в новостройках Подмосковья на удалении от столицы на 30 и ­более километ­ров.

Продолжим расчеты. На переселение из ЗАТО официально поставлены на учет немногим более 22 000 семей. В год им будут выдавать 300 государственных жилищных сертификатов. Значит, список зарегистрированных очередников закроется не раньше чем через 70 лет. Еще больше ждать придется тем, кто надумает переезжать с помощью государства в 2015 г.

Назад возврата нет

Согласно законодательным новациям заявления от граждан, рассчитывающих на социальные выплаты, принимают муниципальные власти закрытых административно-территориальных образований, ставят их на учет, ведут этот учет, помещают списки очередников на своих официальных сайтах, в муниципальных средствах массовой информации или «на информационных стендах в помещениях, занимае­мых органами местного самоуправления». Фамилии, имена, отчества и даты рождения всех членов семьи указываются обязательно. Это не противоречит действующему законодательству о персональных данных россиян.

Органы местного самоуправления сообщают очередникам размер социальной выплаты, порядок и форму ее получения.

Таким образом, не исключено, что в штатном расписании муниципальных администраций появятся служащие, ответственные за ведение реестра переселенцев из ЗАТО. Увеличение штатных единиц не грозит пока подмосковным Звездному городку и Краснознаменску, Сарову в Нижегородской области, Радужному во Владимирской области и сибирскому Железногорску в Красноярском крае. По информации из Минфина, бюджетам этих муниципальных образований не предусмотрены в начавшемся финансовом году дополнительные межбюджетные трансферты на переселение граждан из этих закрытых административно-территориальных образований. По информации из этих местных администраций, они избавлены от головной боли, связанной с постановкой на учет горожан, ставших «лишними» в городе.

Согласно новому пункту в ст. 7 закона о ЗАТО, прежде чем вписать семью в список претендентов на государственную поддержку, надо выяснить, не являются ли ее члены нанимателями жилья по догово­рам социального найма за пределами ЗАТО или собственниками жилых помещений либо долей в праве собственности на жилые помещения, расположенные вне территории ЗАТО. Помимо того, надо точно установить, что:

  • гражданин прекратил трудовые или служебные отношения с субъектами хозяйственной деятельности или учреждениями на территории ЗАТО;
  • стаж работы или службы гражданина в организациях ЗАТО не менее 15 лет;
  • прекращение трудовых или служебных отношений не связано с виной самого ­гражданина;
  • рабочий или служащий признан инвалидом вследствие увечья или профессионального заболевания, связанных с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в ЗАТО;
  • гражданин является членом семьи человека, погибшего в результате несчастного случая на производстве или умершего из-за профессионального заболевания, полученного на производстве;
  • вдова или вдовец не вступили в повторный брак;
  • члены семей, потерявших кормильца, постоянно проживают в ЗАТО и не имеют жилых помещений в собствен­ности или в порядке социального найма за границами закрытого административно-территориального образования.

В противном случае наступит ответственность, формулируемая как неполное соответствие занимаемой должности, со всеми вытекающими последствиями для муниципального служащего. Кому же охота подставляться из-за неискреннос­ти заявителя?!

А еще надо рассчитать размер социальной выплаты, который определяется на основе нескольких параметров. К примеру, из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м — для одиноких граждан, в размере 42 кв. м — на семью из двух человек, в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения — на каждого члена семьи при большей численности семьи. Надо знать также норматив стоимос­ти одного квадратного метра жилья на день расчета социальной выплаты в конкретном российском регионе, куда переезжает семья. К тому же может оказаться, что выезжающий обладает правом на повышенный норматив общей площади жилого помещения, значит, и размер социальной выплаты ему положен большего размера.

В первоочередном порядке социальная выплата выдается:

  • уволенным военнослужащим с выслугой 20 и более лет;
  • семьям с детьми-инвали­дами;
  • гражданам, имеющим трех и более детей;
  • пенсионерам.

Но и они, как и все очередники, обязаны заключить с органом местного самоуправления договор о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения на территории ЗАТО в течение двух месяцев после приобретения жилья за счет социальной выплаты. Как говорится, сжечь мосты за собой.