Итоги-2014: высшие суды, законодательство, закупки

| статьи | печать

В конце года принято подводить итоги: что было, что стало, что произойдет в будущем. Редакция «ЭЖ» попросила экспертов в различных сферах деятельности озвучить их мнение о том, какие события запомнились как наиболее важные в профессиональной области и лично для них, а также какие ожидания они связывают с годом 2015.

Юлий Тай, 
управляющий партнер АБ «­Бартолиус», доцент ­МГИМО (У), к.ю.н.:

Самым важным, хотя и негативным, событием для юридического сообщества является процесс ликвидации Высшего арбитражного суда России, который за последние пять-семь лет создал и стабильно укреплял надежду, что суд может и должен стать «скорым, правым, милостивым». И вопрос не только в самом факте судебной реформы путем объединения высших судов страны, а в том, как этот процесс произошел (через поглощение Верховным судом Высшего арбитражного) и что самое печальное — с невероятными профессиональными потерями. В новый Верховный суд не попали более трех десятков судей и десятки опытных сотрудников аппарата высочайшего уровня.

Разумеется, любое разрушение неизбежно приводит к потере преемственности и традиций, которые сложились в ВАС РФ за 22 года. Профессиональное сообщество сис­тематически и жестко критиковало деятельность высшего суда, но это происходило в том числе по причине невероятной активнос­ти и креативности (новаторстве) его правовых позиций. По историчес­кой иронии указанные преобразования произошли в год 150-летия судебной реформы Александра II. Полагаю, что реформа 1864 г. — это, пожалуй, лучшее, что произошло с судебной системой, судьями, защитой прав граждан за всю историю России.

Уходящий год запомнился планомерным процессом внедрения норм Гражданского кодекса в новой редакции, процессом назначения судей в новый Верховный суд (с установлением новых, ранее не используемых, но крайне непонятных и порой необъяснимых как с точки зрения права, так и с точки зрения здравого смысла критериев для отбора), первыми результатами деятельнос­ти нового суда. Ну и, безусловно, внешнеполитическими и экономическими событиями историчес­кого масштаба, на фоне которых были приняты нормы законодательства о деофшоризации, налогового, административного, уголовного и уголовно-процессуального права. Последствия данных изменений в настоящий момент трудно спрогнозировать, но полагаю, что они не заставят себя долго ждать.

Личное профессиональное переживание, которое четко отпечаталось в моей памяти, — это выступление в Президиуме ВАС РФ в январе 2014 г. и представление интересов моего доверителя в октябре того же года во «второй кассации» в Экономической коллегии ВС РФ. Я почувствовал разницу и постарался запомнить это ощущение.

В 2015 г. я как адвокат и ученый-правовед ожидаю появления нового объединенного цивилистического процессуального законодательства. Говорю так, поскольку не могу сейчас предугадать, как будет именоваться кодекс, в котором объединят АПК, ГПК и нормы об административном судопроизводстве. Самое главное, чтобы при его разработке были привлечены лучшие специалисты, мнение которых будут не только слушать, но и слышать. В противном случае, законодатель может породить, как писал наш великий поэт, «неведому зверушку», этакого правового «свинопотама», с которым профессиональным юрис­там и простым гражданам придется жить и мучиться.

Евгения Нечипоренко,
начальник юридического отдела TUI Россия и СНГ:

На мой взгляд, наиболее важным событием этого года является внесение изменений в Гражданский кодекс, которое актуально для всего юридического сообщества и не только для него.

Для туристического бизнеса запоминающимися стали изменения в Воздушный кодекс о невозвратности стоимости билета. Стоит отметить также и изменения в законодательство о защите персональных данных, механизм реализации которых пока не до конца ясен.

Лично мне уходящий год запомнился массовыми изменениями на турис­тическом рынке, которые повлекли уход из бизнеса ряда крупных тур­операторов, а также туристических агентств. В связи с этим началось и системное изменение регулирования туристического бизнеса с законодательной точки зрения.

В 2015 г. ожидаю укрепления тенденций по дальнейшему регламентированию деятельности тур­операторов, в частности, введения дополнительных финансовых гарантий. Есть надежда, что законодатель обратит внимание также и на деятельность туристических агентств для введения ответственности для всех участников рынка. Интересно также будет понять реальный механизм реализации норм по «деофшоризации» и защите персональных данных — вероятно, он станет яснее.

Мария Ерохова,
руководитель гражданско-правовой практики юридическойфирмы «Щекин и партнеры», к.ю.н.:

2014 г. как никакой иной год последнего десятилетия богат событиями, которые каждый обращающийся к российскому правопорядку может ощутить в своей деятельности.

На первое место я бы поставила упразднение ВАС РФ, повлекшее переназначение и утрату статуса некоторыми судьями и приведшее к созданию единого Верховного суда РФ, пересматривающего как судебные акты арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции. Мы утратили институт пересмотра актов арбитражных судов, основанный на многоступенчатом обсуждении правовой проблемы (коллегия судей решала, передавать ли в Президиум для пересмотра, состав Президиума на основе доклада и содоклада судей принимал решение в ходе жгучих споров) и получили институт камерный, в котором один судья передает дело для пересмотра в коллегию, состоящую из трех. Как пошутила одна студентка, мы ушли от афинской демократии к Шерлоку Холмсу.

На второе место я бы поставила вступление в силу изменений к главам Гражданского кодекса РФ о залоге и о юридических лицах. Теперь залог не гарантирует иммунитет от последующих залогов и арестов, а при покупке автомобиля можно зайти на сайт reestr-zalogov.ru с целью проверить, свободной ли от прав третьих лиц вы покупаете вещь. Кроме того, уходит в историю такая организационно-правовая форма, как закрытое акционерное общество, а на горизонте истории российского законодательства маячит обязательный коллективный иск по корпоративным спорам.

На третьем месте среди главных юридических событий года — присоединение к Российской Федерации Крыма, породившее множество правовых вопросов, начиная от оценки события с точки зрения международного права и заканчивая множеством мелких технических проблем. Украинские организации предоставляли кредиты лицам, расположенным в Крыму. Предположим, возврат кредита планировался на осень 2014-го, но в какой валюте теперь исполнять обязательство на фоне того, что украинская организация продала свое право требования российскому лицу? На Украине существует разветвленная система вещных прав на чужие вещи, которые в российском правопорядке все спрятаны за ярлыком аренды.Что происходит с правами на земельные участники у крымских лиц после присоединения Крыма к России? Права на недвижимое имущество на Украине регистрировались в едином реестре, украинское правительство отключило Крым от своего реестра, как доказывать теперь права на недвижимость в Крыму?

Жизнь продолжается, и мы не знаем, что ждет нас за очередным поворотом истории. Так сложилось, что последствия событий мы ощущаем не сиюминутно, а через несколько лет, поэтому время объективно покажет, какой знак — плюс или минус — ставить событиям уходящего года.

Андрей Храмкин,
директор Института госзакупок:

Самым существенным событием этого года в нашей профессиональной сфере стало вступление в силу закона о контрактной системе. Это не просто новый нормативный акт — принципиально поменялось понимание системы государственных закупок. Раньше основной целью была экономия бюджетных денег. Теперь оцениваются не просто затраты, оценивается достигнутый результат. Система государственных закупок стала технически сложнее для чиновников, но более открытой и дружелюбной для граждан страны.

Новый закон приучает граждан России быть реальными хозяевами государственного бюджета — на общероссийском официальном сайте госзакупок можно увидеть, что планирует закупить государство, как выбирается поставщик, как исполняется госконтракт. Самое главное, законодательно закреплено право граждан оспорить те ли иные действия чиновников и утвержден механизм такого оспаривания. Законом предусмотрено обязательное общественное обсуждение и общественный контроль. Общественное обсуждение касается многомиллиардных контрактов, в отношении которых обязательным является размещение полной информации о таких закупках на официальном сайте для ознакомления с ними общественности до начала проведения процедур выбора исполнителя.

Общественный контроль реализуется через законодательно закрепленное право общественных объединений и объединений юридических лиц оспорить любую закупку в контрольных органах или в суде. Что особенно радует — судя по данным ФАС России, которая является контрольным органом федерального уровня, этим правом действительно активно пользуются!

Для нашего Института знаковыми событиями 2014 г. стало развитие программ зарубежных стажировок по обмену опытом и начало работы по внедрению профессио­нальной системы добровольной сертификации в сфере закупок. Необходимость независимой объективной оценки квалификации специалистов-закупщиков назрела давно, и в этом году Росстандартом была утверждена Система доб­ровольной сертификации закупок товаров, работ и услуг (регистрация Росстандарта № ­РОСС RU.И1247.04 ЖРЭ0 от 01.08.2014, № ­РОСС RU.И1281.04 ЖРЭ1 от 10.11.2014). Сертификация подразумевает независимый и достаточно жесткий аудит квалификации специалис­тов и качества услуг всех, кто задействован в госзакупках. Только те, кто соответствует утвержденным профессиональным стандартам, получают сертификат, подтверждающий квалификацию в сфере закупок. От 2015 г. ожидаем дальнейшего развития законодательства. Будет введена электронизация всех процедур, отработаны и усовершенствованы действующие уже сейчас механизмы системы госзакупок.