Документооборот по НДС: о чем поведали чиновники

| статьи | печать

Специалисты Минфина России и налоговой службы разъяснили ряд вопросов, связанных с выставлением счетов-фактур при реализации недвижимости, оформлением в электронном виде согласия на несоставление счетов-фактур и внесением исправлений в книгу покупок. Подробности — в нашем комментарии.

Реализация недвижимости

До 1 июля 2014 г. Налоговый кодекс не содержал специальных положений, устанавливающих порядок определения налоговой базы по НДС при реализации недвижимости. Поэтому в данной ситуации действовал п. 3 ст. 167 НК РФ, согласно которому налоговая база возникает на дату регистрации перехода права собственности на имущество.

С 1 июля 2014 г. момент определения налоговой базы по НДС при реализации недвижимости установлен в п. 16 ст. 167 НК РФ (Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ). Им является день передачи недвижимого имущества покупателю по передаточному акту или иному до­кумен­ту о передаче.

Так как вышеназванный закон не содержит каких-либо переходных положений по применению новой нормы Кодекса, возникает вопрос: в какой момент нужно определять налоговую базу по НДС, если акт о передаче недвижимости был подписан до 1 июля 2014 г., а регистрация перехода права собственности на нее произошла уже после 1 ­июля 2014 г.?

Ответ на него содержится в письме Минфина России от 14.10.2014 № 03-07-09/51678. Финансисты отметили, что п. 16 ст. 167 НК РФ вступил в силу с 1 ­июля 2014 г. Поэтому если передача недвижимости по акту приема-передачи состоялась до 1 июля 2014 г., налоговая база по НДС должна определяться по старым правилам. То есть на дату государственной регистрации перехода права собственности на данное недвижимое имущество. Счета-фактуры при этом выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня передачи права собственности.

Исправления в книге покупок

В письме от 05.11.2014 № ГД-4-3/22685@ ФНС России разъяснила порядок действий покупателя в случаях ошибочной и некорректной регистрации счета-фактуры в книге покупок.

Сразу скажем, что под ошибочной регистрацией в данных разъяснениях понимается ситуация, когда в книгу покупок занесен счет-фактура при отсутствии права на это. Например, в счете-фактуре содержатся ошибки, препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Или он оформлен с нарушением требований п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. Такой счет-фактура не может служить основанием для принятия НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ). А значит, он не подлежит регистрации в книге покупок. Ведь в ней регистрируются счета-фактуры по мере возникновения права на вычеты (п. 3 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Некорректной регистрацией счета-фактуры будет ситуация, когда у компании есть право на отражение счета-фактуры в книге покупок, но информация по нему перенесена в книгу с ошибками.

Ошибочная регистрация

Налоговики указали, что при выявлении факта ошибочной регистрации счета-фактуры в прошлом налоговом периоде действия покупателя будут следующими.

Во-первых, нужно провести исправления в книге покупок. Они осуществляются путем внесения аннулирующей записи в дополнительный лист книги покупок за налоговый период, в котором был ошибочно зарегистрирован счет-фактура, в порядке, предусмотренном п. 2 и 6 Правил заполнения дополнительного листа книги покупок.

Это следует из п. 9 Правил ведения книги покупок. Отметим, что согласно п. 5 Правил заполнения дополнительного листа книги покупок при внесении аннулирующих записей показатели в графах 15—16 дополнительного листа книги покупок указываются с отрицательным значением.

Во-вторых, после внесения исправлений покупатель должен представить в налоговый орган уточненную декларацию по НДС за налоговый период, в котором были внесены соответствую­щие изменения в книгу покупок. Ведь аннулирование записи в книге покупок после окончания налогового периода приведет к тому, что итоговая сумма НДС к вычету, указанная в книге покупок за этот налоговый период, станет меньше заявленной к вычету в налоговой декларации. А при обнаружении в сданной налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Некорректная регистрация

По мнению ФНС России, в случае некорректной регистрации счета-фактуры, составленного в соответствии с требования­ми, установленными п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, покупателю следует внести исправления в книгу покупок за тот налоговый период, в котором были произведены некорректные записи по такому счету-фактуре.

Конкретный порядок действий налоговики не указали.

На наш взгляд, исправление некорректной регистрации счета-фактуры в книге покупок после окончания налогового периода будет осуществляться в том же порядке, который указан налоговиками при ошибочной регистрации счета-фактуры. Но помимо аннулирующей записи в дополнительном листе книги покупок нужно будет произвести корректную регистрацию счета-фактуры (при этом в показателях граф 15—16 указываются положительные значения). Это следует из положений п. 9 Правил ведения книги покупок.

Необходимость представления уточненной декларации будет зависеть от вида ошибки, допущенной при некорректной регистрации счета-фактуры. Если в результате ее исправления итоговая сумма НДС к вычету в книге покупок не изменилась, уточненную декларацию представлять не нужно. Ведь сведения, указанные в налоговой декларации за налоговый период, в котором были внесены соответствующие изменения в книгу покупок, не изменились.

Если же сумма НДС к вычету в книге покупок в результате произведенных исправлений изменилась, это приведет к тому, что указанные в налоговой декларации сведения станут недостоверными. А значит, в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ покупателю необходимо представить уточненную декларацию за налоговый период, в котором были внесены соответствующие изменения в книгу покупок.

Согласие на несоставление ­счетов-фактур

С 1 октября 2014 г. у плательщиков НДС появилась возможность не составлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Это возможно при следующих условиях:

  • товары (работы, услуги, имущественные права) реализуются лицам, не являю­щимся плательщиками НДС или получившим освобождение от НДС в порядке ст. 145, 145.1 НК РФ;
  • имеется письменное согласие сторон сделки на несоставление счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 238-ФЗ).

В Налоговом кодексе не поясняется, в каком виде (бумажном или электронном) должно быть оформлено такое согласие.

Минфин России в письме от 21.10.2014 № 03-07-09/52963 пришел к выводу, что письменное согласие сторон сделки на несоставление счетов-фактур может быть оформлено в электронном ­виде. При этом оно должно быть подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи. Свой вывод финансисты обосновали ссылкой на п. 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В этой норме сказано, что обмен электронными сообщениями, подписанными электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, ­рассматривается как обмен до­кумен­тами.

Финансисты не уточнили, какой вид электронной подписи может использоваться для подписания согласия. Напомним, что Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон об электронной подписи) выделяет следующие виды электронных подписей: простая, неквалифицированная и квалифицированная (ст. 5 Закона об электронной подписи).

Из пунк­та 1 ст. 6 Закона об электронной подписи следует, что электронный до­кумен­т признается равнозначным бумажному, подписанному собственноручной подписью, в случае его подписания квалифицированной электронной подписью. При использовании простой или неквалифицированной электронных подписей до­кумен­т в электронной форме будет равнозначен бумажному, подписанному собственноручной подписью, только при наличии соглашения сторон на использование таких подписей в электронном до­кумен­тообороте между ними (п. 2 ст. 6 Закона об электронной подписи).

Таким образом, согласие на несоставление счетов-фактур в электронном виде должно быть подписано квалифицированными электронными подписями сторон. Использование для этих целей простой или неквалифицированной электронных подписей возможно только тогда, когда между сторонами сделки есть соглашение об использовании таких подписей в электронном докумен­тообороте между ними.