Внутренний туризм поддержит падающий рынок

| статьи | печать

Санкции, ослабление рубля по отношению к основным валютам, ухудшающаяся ситуация в экономике страны спровоцировали существенный спад спроса на зарубежный отдых — по данным ряда исследований, продажи пакетных туров за границу стали меньше на четверть. Вместе с тем россияне стали чаще выбирать отдых внутри страны и отказываться от услуг туроператоров. Эксперты считают, что тренд с банкротствами туроператоров продлится до лета 2015 г., а значит, интерес к российским курортам и самостоятельным путешествиям продолжит свой рост.

О тенденциях развития рынка эксперты говорили в ходе онлайн-конференции «Туристический бизнес: в режиме экономии и законотворчества», которую провела информационная группа Finam.ru. Самым обсуждаемым трендом текущего сезона стало падение спроса на выездной туризм (на 15—20%) и рост интереса к российским курортам (на 25—30%). Такая динамика стала следствием нескольких факторов: падение рубля, охлаждение отношений с Европой, рост патриотических настроений, рекламный эффект Олимпиады и другие.

Если сравнивать статистику по отдельным направлениям, то тренд на импортозамещение становится незаметным. Так, за текущий год практически не изменились показатели по Египту, а это значит, что привыкшие путешествовать россияне переметнулись с дорогих европейских направлений на варианты подешевле. «Люди, не желая все-таки отказывать себе в отпуске, стали выбирать более дешевые направления, при этом гораздо больше людей стали покупать авиабилеты и бронировать отели ближе к дате вылета», — заявил генеральный директор онлайн-тревел агентства Pososhok.ru Кирилл Фаминский. С тем, что стало меньше Европы в топе продаж и сократилась глубина бронирований, согласился и PR-директор туристического поисковика Aviasales.ru Янис Дзенис. По его словам, пользователям стало сложно планировать свои путешествия даже за месяц.

По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2013 г. россияне за границей потратили 53 млрд долл. «Нам всем бы помогло, если бы они вернулись в экономику России. Однако для того, чтобы турист мог потратить эти деньги, нужны не только гостиницы и перелеты, нужны также рестораны, кафе, торговые цент­ры и экскурсии», — отметил генеральный директор OZON.travel Дмитрий Яковлев.

Помимо переориентации на внутренний туризм, эксперты обратили внимание на снижение спроса на Новый год. По словам директора «Связной Трэвел» Алексея Дороша, оно доходит до 50%. В связи с нестабильной ситуацией с курсом люди экономят на новогоднем отдыхе в пользу собственных накоплений.

По данным OZON.travel, основным направлением на Новый год стало Москва — Минеральные Воды, полностью забронирована и Красная поляна: «Рост количества бронированный в Сочи и Крым — в разы. Лидер по росту среди зарубежных направлений — Шри-Ланка. Китай, Южная Корея, Латинская Америка, Филиппины — все стремительно растет. В Европе „держатся“ Италия, Болгария и Турция. Все остальное либо стагнирует, либо начало проваливаться аж до минус 40% к прошлому году. Это похоже на тектонические сдвиги, однако сказать, надолго ли такая ситуация, на самом деле нельзя».

Эксперты пришли к выводу, что из-за многочисленных банкротств туроператоров возникает кризис доверия, который стимулирует покупателей обратить внимание на альтернативные способы организации путешествий. В частности, на сервисы самостоятельного бронирования поездок — их оборот растет на фоне стагнации продаж в традиционном секторе.

Эта тенденция долгоиграющая — люди, которые раньше покупали турпакеты, все больше будут путешествовать сами. Вместе с тем в ближайшем будущем следует ожидать еще более масштабной консолидации игроков. «Туроператоры, авиакомпании и поставщики наземных услуг продолжат экспериментировать с новыми бизнес-моделями <…> Продолжат страдать узкоспециализированные офлайн-турагентства, их долю будет забирать Интернет, сами поставщики (авиакомпании и туроператоры) и ретейл-сети. При этом никаких предпосылок к тому, что клиенты бросят покупать турпакеты, нет», — спро­гнозировал Д. Яковлев.

Серьезное влияние на динамику рынка может оказать государство. В настоящее время Кабмин для защиты потребителей готовит ряд законопроектов, направленных на регулирование отрасли в целом. По словам А. Дороша, в текущей ситуации это означает, что 50% рынка не сможет отвечать заявленным требованиям, например, иметь необходимые финансовые гарантии и продолжать свою деятельность.

Готовившиеся поправки правительство обсуждало на заседании 4 декабря. «В последнее время из-за срыва работы крупных туроператоров многие люди остались за границей буквально на улице, с неоплаченными гостиницами, без обратных билетов, и только за счет средств объединения „Турпомощь“, с помощью МИДа, государственных структур туристам помогли вернуться домой», — отметил в своем вступительном слове премьер-министр Дмитрий Медведев.

По его словам, чтобы избежать повторения ситуации, нужно создать «подушку безопасности», а для этого нужно совершенствовать нормативно-правовую базу в отрасли. «У нас турфирмы отправляют много людей на отдых, это миллио­ны людей, хотя сейчас в силу известных финансовых и организационных причин этот сектор сжимается, но все равно это миллионы людей», — сообщил премьер.

Для обеспечения их финансовых интересов в законопроекте предусмотрено наличие сразу двух фондов — резервного фонда туроператоров и фонда персональной ответственности тур­операторов. «Именно из этих средств должна оплачиваться экстренная помощь туристам. Устанавливается специальный вступительный взнос — 100 000 руб. для всех туроператоров в сфере выездного туризма и ежегодные фиксированные взносы (они дифференцированы) от 100 000 до 500 000 руб.», — пояснил премьер. По его словам, формирование фондов будет осуществляться исходя из расчета количества туристов, выезжающих на отдых за рубеж, а не только от финансово-экономических показателей тур­операторов.

К сведению

Въездной поток в Россию продолжает снижаться

Въездной турпоток по итогам девяти месяцев сократился на 3%. Об этом сообщила Ассоциация тур­операторов России со ссылкой на данные Росстата. Туроператоры прогнозируют спад по итогам года на уровне 30—40% по сравнению с прошлым годом.

Согласно статистике, за девять месяцев текущего года въездной турпоток снизился на 3%, что в количественном выражении равно 2,3 млн иностранных турис­тов. Китай постепенно выбивается в лидеры среди поставщиков турис­тов в Россию. В период с января по сентябрь Россию посетило 358 200 китайских туристов. Турпоток из Китая показал прирост в 10% и опередил прежнего лидера — Германию. Она в свою очередь показала падение спроса на Россию в размере 8%, за девять месяцев 2014 г. в нашей стране побывало около 319 000 немецких туристов. На третьем месте — путешественники из США, которые продолжают держаться в лидерах, несмотря на падение спроса на РФ на 34%.

В связи с отменой визовых формальностей Россия стала пользоваться популярностью у турок, прирост числа турецких туристов составил 13%, а в количественной характеристике общее число отдыхающих из этой страны составило 100 200 человек. Число корейских туристов выросло на 57%, а вот финны показали спад на 23%.

Россияне предпочитают короткие путешествия

Онлайн агентство путешествий Tripsta проанализировало предпочтения российских путешественников в сентябре — ноябре 2014 г. Согласно данным Tripsta, этой осенью особенно популярными среди российских туристов стали короткие поездки (до четырех дней) на выходные.

По сравнению с прошлым годом количество бронирований для длительных поездок (более четырех дней) сократилось на 3 п.п. — до 77%, а количество заказанных билетов для коротких поездок, наоборот, выросло с 20% в прошлом году до 23% в этом году. Очевидно, это связано с изменением экономической ситуации в стране и, как следствие, некоторым снижением покупательской способности россиян — небольшие путешествия на выходные являются, вероятно, более выгодным способом путешествий.

Кроме того, по мнению аналитиков, популярность коротких поездок вызвана тем, что на осень приходится пик деловой активнос­ти, из-за которой не всем удается отправиться в полноценный отпуск. Тем не менее российские туристы не отказываются от небольших путешествий, особенно в октябре — количество бронирований на этот период составило 27% (от общего количества бронирований на осень). В прошлом году самым востребованным месяцем был ноябрь — 26% от общего количества заказа билетов на осень. Не считая ноябрьских праздников, в этом году самыми популярными выходными для таких поездок стал период с 3 по 5 октября.

Согласно данным Tripsta, 82% туристов из тех, кто забронировал билеты на осень, в этом году предпочли отправиться в длительные поездки в сентябре, когда бархатный сезон в самом разгаре. В прошлом году самым востребованным периодом был октябрь — общее количество бронирований билетов на этот период составляло 84%.

Этой осенью российские туристы оказались готовы потратить на билеты около 22 000 руб. При этом стоит отметить, что 64% туристов бронировали билеты для одного человека и 36% заказывали на двоих пассажиров или на компанию. Глубина бронирования в среднем составила 36 дней.