Дача и получение взяток могут стать «дешевле»

| статьи | печать

Президент внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который предусматривает снижение размеров уголовных штрафов за дачу и получение взятки. Как ­отмечается в пояснительной записке, предлагаемые изменения направлены на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности.

Законопроектом № 664950-6 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагается снизить минимальную кратность штрафов, предусмот­ренных за коррупционные преступления небольшой тяжес­ти, в частнос­ти, за получение (ч. 1 ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ч. 1 ст. 291 УК РФ), а также предусмотреть альтернативные виды наказания.

Послабления касаются случаев, когда размер взятки является незначительным (не превышает 25 000 руб.), ее получение или дача не направлены на совершение незаконных действий (бездействия), а также отсутствуют такие квалифицирующие признаки, как совершение деяния группой лиц или занятие лицом, получившим взятку, государственной должности РФ, субъекта РФ или главы органа местного самоуправления.

Законопроектом предлагается снизить минимальный размер штрафа за получение взятки до 10-кратного размера суммы взятки (сейчас он 25-кратный), а за дачу взятки до 10-кратно­й суммы (при существующей 20-кратной). Минимальный порог за дачу взятки составит 5-кратный размер взятки (сейчас — 15-кратный), а за взятку в крупном размере (от 150 000 до 1 млн руб.) — 10-кратный размер взятки (сейчас — 15-кратный).

Кроме того, санкции двух вышеназванных статей дополняются альтернативными видами уголовных наказаний — исправительными работами, а также штрафами в фиксированном размере с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. При этом фиксированный размер штрафа не будет превышать 1 млн руб.

В случае применения судом к виновному лицу только наказания в виде лишения свободы дополнительное назначение кратного штрафа будет осуществляться по усмотрению суда «в целях обеспечения дополнительной дифференциации и индивидуализации наказания за совершение указанных преступ­лений и повышения исполнимости наказания в виде штрафа».

Также планируется увеличить срок добровольной уплаты штрафа с 30 до 60 дней, а возможность отсрочки с трех до пяти лет. Соответствующие изменения будут внесены в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 31 УПК РФ.

В пояснительной записке сказано, что смягчение наказания за дачу и получение взяток связано с неудовлетворительной практикой их исполнения. Нынешние высокие размеры штрафов привели к тому, что назначение судами несоразмерно крупных штрафов лицам, очевидно, не имеющим реальной возможности его уплаты, не обеспечивает принципа неотвратимости наказания и влечет обращение судебных приставов в суды с ходатайствами о замене штрафа лишением свободы.

Здесь стоит оговориться, что порядок, предусматривающий замену неисполняемого наказания в виде штрафа на лишение свободы, сам по себе служит целям неотвратимости наказания. Так, если за дачу и получение взятки в качестве основного вида наказания назначен кратный ее размеру штраф, то при злостном уклонении от уплаты такого штрафа он заменяется иным видом наказания в пределах санкций, предусмотренных ст. 290, 291 УК РФ, то есть лишением свободы (ч. 5 ст. 46 УК РФ). Избежать подобной замены в случае неуплаты штрафа можно, если только штраф выступает дополнительным видом наказания либо истек срок его исполнения. В первом случае можно говорить об обеспечении неотвратимости наказания в отношении его основного вида, а во втором речь идет о пробелах в работе судебных приставов, которые пропустили срок для замены наказания.

Представляется, что на неотвратимость наказания законопроект повлияет не сильно, ведь неотвратимость больше связана с деятельностью правоохранительных органов и судов, чем с невыплатой штрафов.