России угрожает рецессия

| статьи | печать

С заявлением, что в России наблюдается техническая рецессия, выступила ведущий экономист Standard & Poor’s по региону Европы, Ближнего Востока и Африки Татьяна Лысенко: по ее данным, в III квартале по сравнению со вторым уже фиксировалось снижение ВВП, пусть и незначительное, и то же самое произойдет в IV квартале по сравнению с третьим. Два квартала снижения ВВП подряд и означают техническую рецессию.

Лысенко также указывает, что в III квартале произошло падение зарплат в реальном выражении, а инфляция, подстегиваемая запретом на импорт продовольствия из Европы, ускорилась. Перспективы российской экономики на будущий год видятся ей в мрачном свете: закончился период постоянного роста цен на нефть, который обес­печивал рост доходов и внут­реннего спроса, за это время не возникло ни конкуренции, ни инновационной среды, а условия ведения бизнеса как минимум не улучшились; нет значительного количества свободных производственных мощностей, инвестиции недостаточны, а государство чрезмерно участвует в экономике; демографические тенденции неблагоприятны.

А аналитики «ВТБ Капитала» в обзоре состояния экономики России за октябрь отмечают, что индикаторы производства и спроса в России оказались несколько лучше ожиданий. Падение курса руб­ля, объясняют они, отразилось на поведении экономических агентов: компании дополнительно сокращали капиталовложения, а население увеличивало расходы на товары не первой необходимости и переводило сбережения в доллары и недвижимость. В части предложения хорошая динамика промышленного производства контрастировала с резким снижением в сельском хозяйстве, но в целом слабый спрос и относительно устойчивый показатель в производстве свидетельствуют о продолжающейся ребалансировке роста в пользу чистого экспорта.

Годовой рост оборота розничной торговли в октябре стабилизировался на скромном уровне в 1,7%. Главной неожиданностью, считают аналитики «ВТБ Капитала», стал рост на 3,5% в сегмен­те непродовольственных товаров.

Увеличение расходов на товары не первой необходимости, вероятнее всего, объясняется повышенным спросом на импортные товары из-за ослабления рубля, а также ростом продаж автомобилей благодаря программе утилизации автохлама.

Несмотря на восстановление (вероятно, разовое) номинальных темпов роста заработной платы (до 8,6% в годовом сопоставлении против 6,3% в авгус­те), в реальном выражении они были близки к нулю, считают аналитики «ВТБ Капитала». В ближайшие месяцы рост наверняка продолжит замедляться ввиду ограничения индексации заработной платы в государственном секторе и корректировки рынка труда в частном секторе экономики. Между тем рост потребительского кредитования полностью остановился, то есть выдача новых кредитов приблизительно соответствует темпам погашения существующей задолженности.

В оставшееся до конца года время в части расходов аналитики «ВТБ Капитала» ожидают достаточно хороших показателей благодаря повышению спроса на импортные товары, а в последующие кварталы значительного сокращения расходов на товары не первой необходимости не избежать.

Капиталовложения в частном секторе падают. Негативная динамика инвестиций в основной капитал в октябре стала более выраженной (–2,9% в годовом сопоставлении). Вы­играли застройщики жилья — от очередной активизации продаж из-за ослабления руб­ля — как следствие, возросло жилищное строительство. Вероятно, ускорились и инвестиции в трубопроводную инфраструктуру — об этом можно судить по увеличению выпуска труб. Снижение общего показателя инвестиций в основной капитал в сочетании с увеличением инвес­тиций в жилье и инфраструктуру указывает, что частный сектор свои капиталовложения продолжил сокращать, и, как полагают аналитики «ВТБ Капитала», этот тренд сохранится, поскольку частный сектор останется под давлением из-за неопределенности в отношении экономичес­кой политики и крайне неблагоприятной конъюнктуры на рынке кредитования.

Ребалансировка роста продолжается, но едва ли поможет избежать рецессии, пишут аналитики «ВТБ Капитала». В час­ти предложения резкое сокращение выпуска в сельском хозяйстве (из-за задержки в уборке урожая в прошлом году) контрастировало с устойчивыми показателями промышленного производства. Выпуск в обрабатывающих отраслях (+3,6% в годовом сопоставлении) вырос особенно заметно, чему способствовали оборонные и инфраструктурные расходы, а также процесс импортозамещения и ряд разовых факторов.

В 2015 г. воздействие значительного сокращения потреб­ления и инвестиций в частном секторе, вероятно, будет смягчено благодаря чистому экспорту и госрасходам, однако умеренной рецессии, как нам представляется, избежать не удастся. А аналитики «Атона» считают, что прогноз развития экономики невозможен без сравнения текущей ситуации с предыдущими кризисами и восстановлениями, а также без анализа факторов, которые могут повлиять на рост (см. табл.) Российская экономика, как получается, лишена ряда важнейших факторов, необходимых для ее дальнейшего развития: отсутствует эффект низкой базы, инвестиции в основной капитал, рост промышленного производства и реальных доходов остаются низкими и т.д.

Наибольшую опасность для экономики, сильно зависящей от нефти и ее экспорта, на взгляд аналитиков «Атона», представляет стагнация или даже падение нефтедобычи в ближайшие годы. В сложившейся ситуации того небольшого запаса промышленных мощностей и девальвации рубля может оказаться недостаточно для поддержания роста, особенно в период низких цен на нефть.