Недвижимость за границей для государственных чиновников должна стать запретной роскошью

| статьи | печать

Депутаты Государственной Думы во второй раз решили взять на абордаж коллег по законотворческому процессу, предложив им на рассмотрение законопроект, запрещающий некоторым категориям лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных служащих, а также их детям и супругам иметь недвижимое имущество за границей. По мнению депутатов, ныне действующего запрета на наличие банковских счетов недостаточно.

Группа депутатов предложила для рассмотрения законопроект № ­624870-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения запрета определенным должностным лицам иметь недвижимое имущество за границей». Круг субъектов, которые должны подпадать под действие нового нормативного акта, аналогичен перечню, указанному в Федеральном законе от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее — Закон № 79-ФЗ).

Запрета на иностранные счета и активы для чиновников недостаточно

Напомним, что в мае прошлого года Президент РФ подписал Закон № 79-ФЗ о внесении запрета на иностранные финансовые активы для чиновников. Соответствующий законопроект был внесен самим президентом и рассмотрен довольно быстро — чуть больше трех месяцев прошло с момента его внесения в Госдуму и до подписания.

Закон № 79-ФЗ ввел запрет для некоторых категорий лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов (соответствующие изменения в нормативные акты были внесены Федеральным законом от 07.05.2013 № 102-ФЗ).

В круг тех, кто не может пользоваться услугами заграничных банков, попали:

  • лица, замещающие или занимающие государственные должности Российской Федерации, должности первого замес­тителя и заместителей Генерального прокурора РФ, членов Совета директоров Центрального банка РФ, субъектов Российской Федерации; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, Правительством РФ или Генеральным прокурором РФ, должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством РФ, должности глав городских округов, глав муниципальных районов;
  • супруги и несовершеннолетние дети лиц, перечисленных выше.

Также в Законе № 79-ФЗ указано, что федеральными законами приведенный перечень лиц может быть расширен. Причем на дипломатических представителей и сотрудников консульских учреждений указанные запреты не распространяются. Запрета на владение иностранной недвижимостью в законе нет, сказано лишь, что такие объекты должны быть обязательно задекларированы (п. 1 ст. 4).

За нарушение запрета не только самим чиновником, но и его супругом или ребенком преду­смотрены серьезные последствия — досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица (ст. 10 Закона № 79-ФЗ).

В ходе обсуждения президентского законопроекта в Госдуме высказывались предложения ввести и запрет на владение недвижимостью, однако какого-либо существенного продолжения, кроме критики, эти дискуссии не получили.

Еще ранее, летом 2012 г., попытку ввести расширенный запрет на зарубежные активы власть имущих (в том числе на недвижимость) предприняли сами депутаты. Предложенный ими законопроект преду­сматривал даже уголовную ответственность за нарушение запрета, но в итоге так и не был принят. Но даже этими проектами не ограничиваются все попытки запретить чиновникам инвестировать за рубежом или, как минимум, отчитываться о таких инвестициях (см., например, законопроекты № 103616-6, 117971-6).

И вот на днях группа депутатов внесла еще один законопроект, вдогонку к президентскому закону снова предложив наложить вето на зарубежные виллы «слуг народа».

Для содержания заморской недвижимости все равно нужны банковские счета

Целью законопроекта № ­624870-6 названо последовательное усовершенствование и увеличение числа инструментов противодействия коррупции в России. Авторы законопроекта отмечают, что введенный Законом № 79-ФЗ запрет чиновникам открывать и иметь вклады, счета и финансовые активы за границей не может быть в полной мере соблюден, если этим лицам не запретить также иметь за границей недвижимость. Дело в том, что нередко для содержания таких объектов, уплаты налогов, внесения арендной платы и иных платежей наличие банковского счета в том же государстве просто необходимо.

Депутаты подчеркивают, что в тексте законопроекта не используется формулировка «право собственности на недвижимость», поскольку это не единственное основание, по которому чиновники могут владеть и пользоваться такими объектами в силу различий в понятийных аппаратах законодательства России и иностранных государств. Потому, решили авторы законопроекта, надо запретить «иметь недвижимое имущество» в целом, причем, какое именно имущество, в законопроекте тоже не сказано. Правда, некоторые критики обос­новывают свою позицию довольно скептически — мол, при желании все можно оформить на подставных лиц — иностранных граждан.

В свете последних событий и поэтапного расширения так называемого санкционного спис­ка, в который попали крупные бизнесмены и политики, есть вероятность, что предлагаемые меры могут обезопасить самих же «слуг народа» от потери инвестиций в заграничную недвижимость. Среди аргументов «против» подобных мер можно отметить то, что санкции касаются довольно узкого круга лиц и сводятся к аресту, а не отчуждению имущества. А следовательно, есть шансы, что такие меры будут носить временный характер, чего нельзя однозначно сказать о законе. С учетом того, что запрет предлагается ввести сплошной, представляется, что шансы проекта стать законом весьма невелики.

Законопроект в случае его принятия (что, на наш взгляд, не очень вероятно) должен будет вступить в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. В этом случае лица, подпадающие под действие новых запретов, должны будут в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу осуществить отчуждение зарубежной недвижимости. Иначе для них наступят те самые последствия, которые перечислены в Законе № ­79-ФЗ — досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение.

Отметим, что борьба за прозрачность государственных и муниципальных структур ведется не только по «финансовому фронту». Например, в конце сентября закончилось публичное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования механизма взаимодействия органов власти и представителей общественных объединений, индивидуальных предпринимателей и их представителей, коммерческих компаний, в том числе иностранных», который может узаконить лоббизм (см. «ЭЖ», 2014, № 37, с. 07).