Оптовики повесили носы

| статьи | печать

Анализ состояния делового климата в оптовой торговле, проведенный Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на базе результатов ежеквартального опроса Росстатом около 3000 руководителей оптовых торговых организаций, свидетельствует, что III квартал текущего года стал очередной депрессивной стадией развития данного сегмента экономики.

Акцентированное падение темпов роста отрасли, фиксируемое конъюнк­турными обследованиями на протяжении последнего года, в III квартале с.г. продолжилось, что закрепило его устойчиво-затяжной характер.

Продолжая накапливать дестабилизационную компоненту внешнего фона, торговый процесс был втянут в крайне неординарные экономические события, эффект от которых если и не успел распространиться на текущие результаты, но однозначно заложил эмоциональный и стратегический настрой рес­пондентов на ближайшие месяцы. Согласно полученным данным, уже на IV квартал доминирующими настроениями большинства оптовиков стали апатия и пессимизм, что, считают аналитики ЦКИ, не позволяет рассчитывать на позитивную коррекцию многих нисходящих трендов.

Снижение деловой активнос­ти в секторе демонстрирует очередное замедление роста основного индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ, рассчитывается как среднее арифметическое балансов оценок уровня складских запасов (с обратным знаком), изменения экономического положения в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом и ожидаемого изменения экономического положения в следующем квартале). По итогам III квартала индекс продолжил снижение в направлении нулевой отметки, составив +3%, что стало самым низким значением за весь посткризисный период.

Отмечаемое изменение индексов, характеризующих состоя­ние делового климата фирм, занятых в различных видах торговой деятельности, свидетельствует о закреплении тенденции уменьшения востребованности товаров со стороны домашних хозяйств. Так, в текущем году третий квартал подряд впервые с 2009 г. наблюдается ухудшение состояния фирм, реализующих бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектричес­кие бытовые товары: ИПУ продолжил падение, достигнув –4% против –1% в начале года (для сравнения: в 2013 г. значение индекса в III квартале составляло 0%). Фиксируется замедление темпов экономичес­кого рос­та относительно начала года в организациях, поставляющих пищевые продукты, в первую очередь за счет сокращения импорта (ИПУ снизился до +4%). Продолжают стагнировать и оптовые организации, реализую­щие парфюмерные и косметические товары, ИПУ просел относительно I квартала на 3 п.п. до +1%. В то же время снизилась деловая активность фирм по поставкам автомобильных деталей, узлов и принадлежностей, спрос на которые также зависит от конечных потребительских интересов (ИПУ составил –1%).

Немного отыграли утраченные позиции лишь фирмы, реа­лизующие фармацевтические и медицинские товары, что эксперты ВШЭ связывают со специ­фикой активизации востребованности медицинских товаров в осенне-зимний сезон (ИПУ относительно II квартала возрос на 1 п.п., составив +4%).

Одновременно они подчеркивают, что более активный режим развития был характерен для организаций, реализующих производственную и техничес­кую продукцию. Данный факт подтверждают значения ИПУ, рассчитанные для фирм, занимающихся поставками руды и металлов, а также лесоматериалов, стройматериалов (рост индекса с +4 до +6% соответственно), машин и оборудования (с +1 до +3%).

Противоположные тенденции развития были зафиксированы лишь в оптовых фирмах, реализующих топливо: наблюдаемый подъем активности по итогам 1-го полугодия и связанный в первую очередь с летней сельскохозяйственной кампанией сезонной активизации на топливном рынке по итогам текущего периода не получил дальнейшего распространения. В результате значение ИПУ относительно II квартала просело с +6 до +4%.

Принимая во внимание развитие ситуации в части основных количественных и качественных показателей российской экономики, а также ситуации на товарных рынках, аналитики ЦКИ не рассчитывают на нейт­рализацию большинства названных негативных тенденций по итогам 2014 г.

В целом согласно результатам обследования оптовых организаций основополагающими отраслевыми особенностями III квартала эксперты НИУ ВШЭ считают:

  • ухудшение текущей экономической ситуации в секторе;
  • сокращение спроса и объема продаж;
  • сужение ассортимента товаров;
  • выбытие персонала;
  • очередной рост цен на товары социального и производственного назначения (65% предпринимателей подняли цены реализации);
  • ожидаемый рост оптовых цен в IV квартале (60% предпринимателей сообщили о грядущем повышении цен на товары в своих организациях);
  • повышение издержек (56% рес­пондентов констатировали высокую налоговую нагрузку; более 45% указывали на высокие транспортные расходы; около 20% были недовольны высокими арендными ставками);
  • дальнейшее ослабление делового климата в организациях, реализующих социально значимую продукцию;
  • некоторый подъем деловой активности в оптовых организациях, занимающихся поставками производственной продукции;
  • пессимистичные оценки предпринимателей относительно перспектив торгового процесса в IV квартале.

Перекрестный анализ результатов обследования свидетельствует, что в III квартале 2014 г. большинство основных показателей, отражающих интенсивность оптовых продаж, продолжали демонстрировать негативную динамику. Первопричиной зафиксированной тенденции выступает стагнирующий портфель заказов по всем группам реализуемых товаров. В частности, в анализируемом периоде доля предпринимателей, сообщивших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, составила 63% (еще в течение 2013 г. среднее значение таких организаций не превышало 60%).

Наблюдаемые изменения оказали решающее неблагоприятное воздействие и на формирование динамики объема реализуемых товаров. О снижении продаж сообщили 40% предпринимателей, баланс оценки показателя составил –10%. Полученное значение является самым низким за последние четыре года проведения обследований.

Отрицательная динамика вышеуказанных индикаторов в разрезе товарных групп полностью соответствовала общей тенденции развития оптовой торговли — в большинстве видов реализуемой продукции также отмечалось их снижение.

Аналитики ЦКИ обращают внимание на непривычное для оптовиков и начавшееся в начале текущего года сжатие ассортиментной матрицы. Как показывает ретроспективная динамика показателя, подобная тенденция наблюдалась в периоды острой дестабилизации — когда приходилось использовать широкий спектр механизмов оптимизации. Если по итогам 2013 г. балансовое значение ассортимента зафиксировалось на отметке +11%, то в анализируемом периоде опустилось до +5%. Настораживают экспертов и сниженные ожидания предпринимателей относительно дальнейших планов по насыщению товарного предложения, что еще раз косвенно свидетельствует о глубине проб­лем, продиктованных уже не только изменениями на различных потребительских рынках, но и неизбежными неприятными сюрпризами от партнеров-поставщиков. В группе риска оказалась большая доля оптовой номенклатуры, восполнить которую в ближайшее время, по крайней мере, без потерь, будет непросто.

К сожалению экспертов ВШЭ, с точки зрения потребительских настроений неутешительна и ценовая политика оптовых фирм. Несмотря на то что санкционные издержки не успели кардинально повлиять на результаты обследования, ценообразование в организациях стало одним из опережающих индикаторов, свидетельствую­щих о грядущих серьезных краткосрочных коррективах в стратегических тенденциях оптовиков и подтверждающих ускорение инфляции по итогам года. В планах 60% предпринимателей в конце года повысить отпускные цены.

По мнению директора Цент­ра конъюнктурных исследований Георгия Остапковича, делать вывод о принципиальном негативном воздействии конъюнктурных изменений на полученные результаты не следует. Опрос руководителей проходил в самом начале осени, то есть в самый разгар геополитических пертурбаций, что пересекается с эффектом введенных запретов лишь косвенно. Выявленные негативные изменения пока еще прямое следствие торможения экономического развития страны в течение последних как минимум двух лет и сжатия потребительского спроса со стороны домашних хозяйств.

В свою очередь, возникшая двойственность вызовов, породив сложные проблемы между всеми участниками торговых отношений, обусловила резкую реакцию респондентов. Возникший ажиотаж на товарном рынке выразился в крайне сниженных предпринимательских оценках относительно развития торгового процесса в ближайшей перспективе.

Руководитель ЦКИ напоминает, что на фоне пессимистичных планов нарастить выручку и поднять продажи практически 50% предпринимателей в розничной торговле к концу года планируют увеличить цены реализации по всем товарным группам. Таким образом, заключает Г. Остапкович, розница уже подготовилась к ответу на любые, даже скрытые тактические шаги оптового сегмента. Наибольшую его обеспокоенность вызывает факт, что вновь под ударом оказывается один из главных драйверов экономического развития — потребительский потенциал домашних хозяйств, который в последнее время откровенно стагнирует. Очевидно, что основная нагрузка ляжет на потребителя, который будет «расплачиваться» по новым прайс-листам, включающим в себя не только все заложенные потери, но и будущие риски бизнесменов. А на фоне сложившихся тенденций замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения, неоднозначной инфляционной составляющей, сжатого рынка кредитования, существенного ослабления национальной валюты, стагнирование потребительского спроса в ближайшее время продолжится, что, полагает глава ЦКИ, возможно, усилит ухудшение делового климата как в оптовых, так и в розничных организациях.

Индекс предпринимательской уверенности в организациях оптовой торговли, реализующих отдельные группы товаров, балансы, %

III кв.

2013 г.

II кв.

2014 г.

III кв.

2014 г.

Автотранспортные средства

5

2

5

Автомобильные детали, узлы и принадлежности

5

0

–1

Сельхозсырье и живые животные

9

7

10

Пищевые продукты, включая напитки
и табачные изделия

8

6

4

Бытовые электротовары, радио- и телеаппаратура

3

1

–3

Парфюмерные и косметические товары

7

4

1

Фармацевтические и медицинские товары

10

3

4

Бытовая мебель, напольные покрытия

0

–3

–4

Топливо

4

6

4

Руды и металлы

6

4

6

Лесоматериалы, строительные материалы

7

4

6

Химические продукты

7

3

4

Машины и оборудование

6

1

3

ИСТОЧНИК: НИУ ВШЭ