С «однодневками» будут бороться комплексно

| статьи | печать

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий новые меры борьбы с фирмами-однодневками. Он ограничивает права некоторых лиц при создании компаний, предусматривает ужесточение административной ответственности и расширение перечня деяний, за которые грозит уголовная ответственность в случае представления недостоверных сведений и сведений о подставных лицах в ЕГРЮЛ. Если законопроект будет принят, в ЕГРЮЛ могут появиться новые строки — о недостоверности сведений, указанных в отношении компании, и о процессе смены адреса юрлица.

Проект федерального закона № 613254-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в час­ти обеспечения достовер­ности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» поступил в Госдуму 2 октября 2014 г. Им планируется внести изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ), КоАП РФ и УК РФ.

Цель проекта — обеспечение достоверности сведений, представляемых при регистрации юрлиц и ИП. В том числе предотвращение появления и деятельности фирм, созданных для недобросовестной деятельности, с использованием подставных лиц и представления иных недостоверных сведений.

Главные предлагаемые изменения условно можно разделить на три блока. Первый связан с предложением вносить в ЕГРЮЛ записи о недос­товерности сведений, а также информации о некоторых регистрационных процедурах в отношении общества. Второй вводит ограничения на учас­тие в создании юрлиц. Третий усиливает административную и уголовную ответственность за представление недостоверных сведений.

В ­ЕГРЮЛ могут появиться записи о недостоверности сведений и о процессе смены юрадреса

Законопроект предлагает пре­дусмотреть возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юрлице. По мнению разработчиков, это необходимо для обеспечения достоверности сведений пуб­личного реестра и информирования его пользователей — в том числе для соблюдения ими должной осмот­рительности.

Предполагается два основания для внесения записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в нем.

Первым основанием является получение регистрирующим органом (налоговой) подтвержденной информации о недостоверности сведений о компании, содержащихся в ЕГРЮЛ. К ним относятся сведения:

  • об адресе постоянно действующего исполнительного органа юрлица;
  • об учредителях (участниках) общества. В отношении АО — также сведений о держателях реестров акционеров, в отношении ООО — о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог и об ином их обременении, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
  • о ФИО и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица, данных его паспорта (иного до­кумен­та, удостове­ряющего личность), ИНН.

Процедура внесения записи предлагается следующая. Регистрирующий орган в течение пяти дней с момента получения информации о недостоверности перечисленных сведений направляет компании и ее учредителям (участникам) уведомление о недостовернос­ти, в котором сообщает компании о необходимости предоставить достоверные сведения.

Компания в течение 30 дней с момента направления такого уведомления обязана сообщить в регистрирующий орган достоверные сведения либо представить до­кумен­ты, подтверждающие достоверность сведений, в отношении которых направлено уведомление. Если компания не сможет доказать достоверность сведений или не направит ответ в срок, в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности.

Второе основание внесения записи — письменное заявление в налоговую от физлица о недостоверности данных о нем в ЕГРЮЛ (предполагается наличие специальной формы такого заявления). Заявление может быть направлено как почтой (с нотариально заверенной подписью), так и представлено непосредственно в налоговую, а также направлено в форме электронного до­кумен­та с электронной подписью.

Верховный суд РФ в своем отзыве на законопроект высказал критичное отношение к этому разделу изменений. По его мнению, внесение записи о недостоверности не согласуется с принципом достовернос­ти содержания сведений в реестре. Кроме того, законом не определен порядок установления и подтверждения информации о недостоверности таких сведений. Есть только ссылка на то, что достоверность данных, включаемых (включенных) в ЕГРЮЛ, проверяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Проект также предлагает дополнить содержание ­ЕГРЮЛ сведениями о том, что юрлицо находится в процессе изменения адреса. У компаний появится обязанность сообщать об этом в налоговую.

Некоторым лицам могут запретить создание компаний

Перечень отказов в госрегистрации новых компаний предлагается дополнить новыми основаниями. Они направлены на ограничение создания компаний физическими лицами, которые ранее имели отношение к деятельнос­ти фирм-однодневок — юрлиц с признаками фиктивной деятельности.

Отказать в госрегистрации юрлица смогут, если его учредитель (участник) или руководитель ранее являлся участником ООО и владел не менее чем 50 голосов его участников либо был руководителем компании, исключенной из ЕГРЮЛ как недействующее юридичес­кое лицо на момент внесения такой записи. При условии наличия у недействующей компании задолженности перед бюджетом (бюджетами) РФ, если при этом с момента исключения этой компании из ЕГРЮЛ не прошло три года.

Отказ в регистрации будет и в том случае, если учредитель (участник) создаваемого юрлица или его руководитель — физическое лицо — участник ООО, владеет не менее 50% голосов его участников либо руководитель общества, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации. Исключение сделано для случая, когда запись о недостоверности содержащихся сведений внесена в ЕГРЮЛ на основании заявления ­физлица о недостоверности данных.

Представление до­кумен­тов ранее предусмотренного законодательством срока их представления в регистрирующий орган и несоблюдение установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации либо реорганизации юрлица, а также иных требований, установленных Законом № 129-ФЗ в качестве обязательных для госрегистрации, также повлекут отказ. «Иные требования» предоставят регистрирующему органу широкие возможности для отказов. Можно предположить, что налоговики будут толковать их широко и подгонять под них любые, даже незначительные и не препятствующие регистрации погрешности в процедуре или до­кумен­тах.

Уголовную и административную ответственность для участников компаний и директоров хотят ужесточить

Проект предлагает криминализировать деяние в виде представления до­кумен­тов с любыми заведомо ложными данными в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений. Для этого поправят ст. 170.1 УК РФ, которая сейчас предусматривает уголовную ответственность за представление до­кумен­тов, содержащих ложные данные, в ЕГРЮЛ, реестр ценных бумаг или в систему депозитарного учета лишь некоторых сведений (об учредителях, размерах и стои­мости долей, о руководителе и др.). Перечень информации планируют расширить введением более общей формулировки диспозиции статьи.

Уголовно наказуемым может стать не только образование (создание, реорганизация) юрлица через подставных лиц, как сейчас, но и представление данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Тем самым увеличивается круг лиц, которые могут понести уголовную ответственность. Сейчас по аналогичному составу правонарушения предусмотрена административная ответственность, которую несут только должностные лица компаний (ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ). В случае принятия законопроекта к ответственности можно будет привлечь, например, и номинальных, фиктивных учредителей и руководителей, которые предоставили свои данные для создания компании, не имея намерений вес­ти предпринимательскую деятельность.

Кроме того, изменения коснутся и ст. 173.1 и 173.2 УК РФ. А именно, термин «подставные лица» уточнят, распространив его на лиц, предоставляющих за плату согласие на регистрацию компаний на их имя, а также обеспечение возможности привлечения к ответственности всех лиц, причастных к внесению в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Подставными также предлагается считать лиц, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ без их ведома.

Проект предполагает внесение изменений и в КоАП РФ. Например, давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о регистрации юрлиц хотят увеличить с двух месяцев до одного года.

Также поправят общие положения КоАП РФ о субъектах ответственности таким образом, чтобы физические лица — учредители (участники) юрлиц, а также руководители компаний — учредителей юрлиц несли ответственность как должностные лица.

Одновременно будет ужесточена административная ответственность за нарушение законодательства о госрегистрации. При этом ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений планируется разграничить с ответственностью за несвоевременное представление информации о юрлице или ИП. За первое правонарушение грозит санкция в виде предупреждения или штрафа для должностных лиц в размере 5000 руб., как сейчас. За второе — наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. Кроме того, может быть введена дисквалификация на срок от одного года до трех лет за повторное представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до­кумен­тов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.