Ошибки в таможенной декларации могут простить

| статьи | печать

Правительство РФ внесло в Госдуму сразу два законопроекта, касающихся таможенных отношений и разработанных ФТС России. Одним предлагается освободить таможенных декларантов от административной ответственности в случае добровольного заявления о предоставлении недостоверных сведений в таможенной декларации. Вторым — внести изменения в операции, связанные с временным хранением товаров.

За уточнение сведений в таможенной декларации после выпуска товаров наказывать не будут

В силу положений ст. 65, 179, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) при помещении под таможенную процедуру товары подлежат декларированию, которое производится путем заявления в декларации сведений, в том числе о величине таможенной стоимости товаров. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и до­кумен­тально подтвержденной информации.

Достоверность и до­кумен­тальное подтверждение таможенной стоимости товаров имеют правовое значение при исчислении таможенных пошлин, налогов (ст. 75 ТК ТС).

В соответствии с п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится до­кумен­том, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

За неисполнение обязанностей по таможенному декларированию товаров, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, декларант либо таможенный представитель несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Так, заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа.

Штраф налагается на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой, либо конфискацией предметов административного правонарушения, а на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ).

Действующее законодательство допускает внесение изменений или дополнений в таможенную декларацию до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта, если такие изменения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением сумм корректировки таможенной стои­мости товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров (абз. 3 п. 1 ст. 191 ТК ТС).

Арбитражные суды придерживаются позиции, что в случае если декларант или таможенный представитель самостоятельно выявляет факты недостоверного декларирования и обращается в таможенный орган с заявлением о внесении соответствующих изменений в декларацию до выпуска товара, то такие действия являются дополнительным фактором для снятия ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ (см. постановления ФАС Уральского округа от 22.01.2013 № Ф09-13624/12 по делу № А60-22641/2012, Северо-Кавказского округа от 29.08.2013 по делу № А61-3790/2012).

Однако, в случае, если лицо не успевает и такое заявление вносится уже после выпуска товаров, административной ответственности не избежать, и рассматриваются таможенным органом разве что в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, что не способствует повышению добросовестности декларантов и таможенных представителей.

Правительство РФ решило исправить сложившуюся ситуацию и предлагает внести изменения в ст. 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (законопроект № 611997-6) и освободить от административной ответственности декларантов или таможенных представителей, указавших недостоверные сведения в таможенной декларации, если они добровольно внесли заявление об изменениях или дополнениях к декларации уже после выпус­ка товаров.

Освобождение от ответственности будет возможным, если соблюдены в совокупности следующие условия:

  • таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом по которому являются товары, указанные в обращении;
  • таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного конт­роля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством ТС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, когда такого уведомления не требуется;
  • у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пени, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

Также предполагается, что решения об освобождении лиц от административной ответственности в виде вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении будут принимать должностные лица таможенных органов. Для этого изменения будут внесены в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в части процессуального закрепления такой возможности.

Временное хранение товаров: изменения коснутся поводов для отказа в выдаче разрешений, отчетности и полномочий таможенных органов

У таможенных органов появится возможность размещать задержанные товары не только на складах временного хранения, но и на складах, владельцами которых являются они сами. Именно такие полномочия предлагается предоставить им проектом № 612001-6 федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О таможенном регулировании в Российской Федерации“ в части совершенствования таможенных операций, связанных с временным хранением товаров».

Как правило, такие склады расположены в пунк­тах пропус­ка через государственную границу РФ, говорится в пояснительной записке к до­кумен­ту.

Помимо этого, законопроектом предлагается скорректировать положения ч. 6 ст. 198 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таким образом, чтобы исключить случаи отказа в выдаче разрешений на временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, при наличии у лиц, обратившихся за указанными разрешениями, фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения, не связанные с временным хранением товаров, а также при малозначительнос­ти правонарушений, допущенных указанными лицами при осуществлении временного хранения товаров.

Сейчас такой отказ возможен за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1 и 16.2, ч. 1 ст. 16.9, 16.11, 16.13, 16.14, 16.19 и ч. 2 и 3 ст. 16.23 ­КоАП РФ.

Также владельцы складов временного хранения и лица, осуществляющие временное хранение товаров в иных местах временного хранения, будут сдавать в таможенные органы соответствующую отчетность исключительно в виде электронного до­кумен­та, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.