Разгорается увлекательная дискуссия о новой экономической политике

| статьи | печать

В конце сентября поступила серия прогнозов развития российской экономики от наших и зарубежных экономистов. Все сходятся в том, что положение нелегкое и нужно быстро что-то предпринимать. Рецепты развития — очень разные, причем отличаются они друг от друга кардинально. Таким образом, страна явно стоит перед принципиальным выбором экономической модели, которая продиктует и необходимые политические сдвиги.

Экономисты Всемирного банка (ВБ) в своем докладе об экономике России пишут: «Замедление темпов экономического роста в России, по всей вероятности, в большей степени обус­ловлено структурными, а не цик­лическими факторами; это означает, что российская экономика, возможно, близка к достижению предельного уровня потенциального производства». Их базовый сценарий предполагает, что Россию ждет стагнация: прогнозируемый рост составляет 0,5% в 2014 г. и 0,3 и 0,4% в 2015 и 2016 гг. Аналитики считают, что замедление потенциального уровня производства ставит под сомнение недавнюю стратегию экономического рос­та России, опирающуюся на прямое участие государства в экономике и проведение активной промышленной политики в целях диверсификации экономики.

ВБ предлагает улучшать эффективность оказания госуслуг, например в здравоохранении и образовании, улучшать условия конкуренции во всех российских отраслях. Наличие доминирующего положения на рынке у неэффективных компаний препятствует увеличению эффективности.

Депутаты Думы провели слушания о новой экономической политике. По их мнению, главное средство экономического ускорения — «переход к форсированному росту инвестиций в основной капитал». В период 2015–2020 гг. рост инвестиций должен составлять 8% в год, затем — 10% в год. Доля инвес­тиций в ВВП должна вырасти с 19% в 2014 г. до 30% в 2025 г. Имеются в виду инвестиции на технологическое перевооружение предприятий, создание развитой инфраструктуры в виде скоростных автострад и скоростных железных дорог, удвое­ние до 2025 г. жилищного и социального строительства и т.д.

Главным источником инвес­тиций будут внутренние ресурсы, прежде всего федеральный бюджет и резервы страны. Один из ручейков финансирования гос­участия в экономике подсказывает советник президента Сергей Глазьев. Он предлагает ввести налог на вывоз из России капитала с последующим возмещением его по операциям импорта. И настаивает, что вообще во всем надо опираться на собственные силы.

Свое особое мнение изложил на саммите Reuters экс-министр финансов Алексей Куд­рин. Он полагает, что выбора в пользу изоляции еще можно избежать: «Я думаю, что нет какого-то решения, что мы будем создавать какую-то замкнутую или изолированную страну. Этого нет, я уверен», — приводит слова А. Кудрина Reuters. Бывший министр считает, что на полноценную смену модели развития и переориентацию внешней торговли потребуется «лет двадцать», а в ближайшие десятилетия Россия не сможет развиваться без западных технологий и международной кооперации. Первой пострадает ключевая отрасль российской экономики — нефтедобываю­щая. «Даже с участием иностранных компаний сохранение добычи на нынешнем уровне являлось бы очень трудной задачей. С учетом ограничений мы будем иметь спад добычи нефти и газа в ближайшие три-четыре года. Дальше это будет зависеть от разрешения политичес­ких кризисов, — говорил А. Куд­рин на саммите. — Санкции, снижение мировых цен и налоговые льготы при разработке новых месторождений приведут к тому, что в ближайшие три-четыре года доходы от нефти и газа сократятся на 1,5—2,0% ВВП».