Кабмин запустил новую программу утилизации автохлама

| статьи | печать

Правительство одобрило дополнительные меры поддержки автомобильной отрасли в условиях сокращения рынка. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе — июле 2014 г. российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизился на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Ключевым направлением по стимулированию спроса на автомобили российского производства станет программа обновления автотранспортных средств, разработанная Минпромторгом. В 2014 г. на ее реализацию из федерального бюджета планируется выделить 10 млрд руб.

С начала 2014 г. Минпромторг реализует целый комплекс мер поддержки автопрома. Так, свыше 3 млрд руб. выделено на реализацию программы по субсидированию перевозок автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке, в другие регионы страны. Еще порядка 2,3 млрд руб. преду­смотрено на приобретение 3500 автомашин для нужд МВД в рамках реализации программы по госзакупке специальной автомобильной техники, которая является совместной инициативой Минпромторга и МВД. Также среди мер господдержки — предоставление субсидий на техническое перевооружение предприятий автомобилестроения и финансирование прикладных исследований и важнейших инновационных проектов отрасли. Весной 2014 г. 3,7 млрд руб. было выделено на субсидирование субъектам РФ закупки муниципального транспорта, работаю­щего на газомоторном топливе. По данной субсидии до конца 2014 г. будет реализовано около 2000 автобусов и грузовиков.

Падение авторынка ускорилось

Несмотря на усилия чиновников, падение авторынка в середине года продолжило набирать обороты. По данным Комитета автопроизводителей АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июле 2014 г. снизились на 22,9%. Всего в январе — июле 2014 г. в России продано 1 410 606 машин, что на 9,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. «К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом, тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время», — прокомментировал статистику Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ.

По данным агентства «Автостат», за семь месяцев объем рынка новых легковых автомобилей (LCV) сократился на 10,5%, легких коммерчес­ких автомобилей — на 18,8%, грузовиков — на 15,8%, автобусов — на 22,5%. Чтобы поддержать отечественных производителей, в июле Кабмин ввел запрет на госзакупки автомобилей иностранных марок, произведенных вне территории России, Белоруссии или Казахстана. Кроме того, в связи с тем, что требования Евро-5 могли лишить российских производителей грузовой и спецтехники устойчивого спроса и возмож­ности наращивать сбыт, до следующего года был отсрочен переход на более жесткие правила сертификации грузовых автомобилей и автобусов.

28 августа на заседании Правительства были одобрены дополнительные меры поддержки автомобильной отрасли. Ключевым направлением по стимулированию спроса на автомобили российского производства на этот раз стала программа обновления автотранспортных средств, разработанная Минпромторгом. Согласно ее условиям покупатели смогут компенсировать часть стоимости нового автомобиля в случае полного отказа владельца от использования старых транспортных средств.

Напомним, что так называе­мая программа утилизации действовала в России в 2010—2011 гг. Новый проект Минпромторга имеет три ключевых отличия от предыдущего. Во-первых, условия программы будут распространяться на все категории автомобилей — легковые, внедорожники, легкий коммерчес­кий транспорт, грузовики и автобусы. Во-вторых, получить скидку на покупку новых машин смогут как физические, так и юридические лица. Еще одно новое решение: старые автомобили можно сдать не только в утиль, но и в трейд-ин.

В Минпромторге подсчитали, что в автопарке страны более 40% категории легковых и более 50% категории коммерческих автомобилей (грузовые, автобусы и LCV) по-прежнему составляют транспортные средства в возрасте старше десяти лет. При этом показатель ежегодного выбытия автопарка в России остается достаточно низким — на уровне 2,5% на фоне среднемировых 6—7%. По прогнозам ведомства, программа позволит в среднесрочной перспективе максимально обновить парк автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории страны.

«Программа запускается с 1 сентября и будет действовать до конца текущего года. Регионы, участвующие в программе, получат бюджетные средства напрямую, после чего, получив от автопроизводителей документы, подтверждающие предоставление скидок покупателям, в конце года субъекты Федерации будут компенсировать им эти издержки», — отметил министр промышленнос­ти и торговли Денис Мантуров. По его словам, до конца года с помощью этих мер будет реализовано более 170 000 автомобилей разных классов. Как следствие, реализация программы позволит увеличить производство автомобильной техники в 2014 г. на 173 600 единиц и существенно демпфировать прогнозируемый спад производства.

Получить компенсацию за предоставление скидок покупателям смогут все производители автомобилей 2014 г. выпуска, реализовавшие транспортные средства в период с 1 сентября по 31 декабря 2014 г. Что касается условий для автовладельцев, решивших заменить свой старый автомобиль, то программа не предусматривает ограничений по возрасту транспортного средства и сроку владения им.

Предоставляемая покупателю скидка не будет зависеть от стои­мости старого автомобиля, от эксплуатации которого придется отказаться в пользу покупки нового автомобиля. В случае если покупатель захочет приобрести у дилера автомобиль по схеме трейд-ин, сданному транспортному средству должно быть не менее шес­ти лет.

Размер премии для владельцев варьируется в зависимости от типа автомобиля. Например, для легковых она составляет 50 000 руб. при снятии автомобиля с учета и сдаче его в утилизацию и 40 000 руб. — при продаже автомобиля по схеме трейд-ин. Максимальную же скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов: 350 000 и 300 000 руб. соответственно. До 350 000 руб. смогут сэкономить также владельцы внедорожников, легких коммерческих автомобилей, грузовиков полной массой от 2,91 до 8,2 т и более.

В 2014 г. на реализацию обновления автотранспортных средств из федерального бюджета планируется выделить 10 млрд руб. На программу утилизации 2010—2011 гг. было потрачено в три раза больше — 30 млрд руб. Тогда было выдано 600 000 сертификатов на получение скидки, 77% из них были использованы для покупки автомобилей Lada.

к сведению

Иномарки уходят в отрыв

2/3 проданных во II квартале подержанных машин — автомобили зарубежных брендов. Об этом свидетельствуют данные исследования портала AVITO.

Во II квартале 2014 г. на рынке подержанных авто наступило относительное затишье. Если в первые три месяца года на «AVITO Авто» было продано свыше 365 000 машин (при этом рост по сравнению с I кварталом 2013 г. составил 83%), то за II квартал российские автолюбители приобрели чуть боле 320 000 машин. Почти 65% из них — автомобили зарубежных марок, а отечественным производителям доверились лишь 35% покупателей.

В исследовании использованы данные, полученные в результате анализа продаж в 20 городах-миллионниках России. Общее количество автомобилей, проданных на сайте во II квартале 2014 г., составило порядка 680 000 машин. Таким образом, иностранные бренды оторвались от российских на 30% (для сравнения, в предыдущем квартале разрыв составлял около 16% при соотношении 58 и 42%).

При этом в сегменте иномарок вновь произошли изменения: одни из «хедлайнеров» прошлого квартала, «американцы», не смогли удержаться в тройке лидеров и уступили полосу «корейцам». По итогам продаж во II квартале, у американских брендов 10,2% рынка, у корейских — 12,5%. Возглавляют топ квартальных продаж «немцы» (13,4%) и «японцы» (18,8%). Оставшуюся долю поделили между собой французские (5,2%), китайские (1,3%), британские (0,6%), итальянские (0,5%) и другие (2,4%) марки.

Интересно, что, несмотря на уход из тройки лидеров в «командном» зачете, в продажах по отдельным маркам американские бренды занимают сильные позиции. После представителей азиатского автопрома (Hyundai по-прежнему лидирует на рынке с 8,2% продаж во II квартале, за ней Toyota — 7,7%) самые высокие продажи за минувшие три месяца показали Ford (7,5%) и Chevrolet (7,2%). За ними следуют Nissan (6,3%), Volkswagen (6%), Daewoo (5,7%). KIA и Opel повысили продажи и перешли пятипроцентный барьер — у них 5,1 и 5% соответственно. А вот Mitsubishi, как и в предыдущем квартале, не смогла преодолеть эту отметку, у нееѐ –0,2% и итоговые 4,7% рынка II квартала 2014 г.

На фоне серьезных изменений в стане иномарок российский сегмент выглядит спокойно. Однако и здесь за последние три месяца произошли некоторые изменения. Так, безоговорочный лидер ВАЗ уступил ГАЗу почти 2% рынка. По итогам II квартала у тольяттинского производителя 83,9% продаж, у нижегородского — 11%. На другие отечественные марки приходится 5,1% машин, купленных на «AVITO Авто» с апреля по июнь.