Пивовары попросили Медведева не отнимать у них пластиковую тару

| статьи | печать

Запрет на выпуск пива в ПЭТ-упаковке не решит проблему алкоголизации в стране. Об этом говорится в обращении к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, подписанном представителями пивной отрасли, ПЭТ-индустрии, сферы торговли и деловых ассоциаций России. Авторы письма считают, что принятый в первом чтении законопроект, ограничивающий розничную продажу алкогольной продукции в пластиковой таре, лоббируют производители стеклянных бутылок и алюминиевых банок.

Согласно законопроекту, который послужил поводом для обращения к премьеру, с 1 января 2016 г. розничная продажа алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 4% в пластиковых бутылках может быть полностью запрещена. Более слабый алкоголь можно будет продавать в пластиковой таре, но объемом не более 0,5 л.

Как говорится в пояснительной записке к до­кумен­ту, дешевизна такой тары способствует доступности алкоголя для населения, а ее объем ведет к росту объема потребления. Авторы законодательной инициативы обратили внимание, что в РФ показатели потребления алкоголя на душу населения являются чрезмерно высокими и достигают критического уровня. По данным Минздрава, ежедневно упот­ребляют алкогольные напитки, включая пиво, 33% юношей и 20% девушек. Доля людей, которые регулярно употребляют пиво, составляет сегодня 76%. Запрет розничной продажи алкоголя в полимерной потребительской таре объемом более 0,5 л будет способствовать снижению уровня алкоголизации населения и улучшению здоровья нации, заверили депутаты.

Дорогому пиву россияне предпочтут водку

Пивоваренное сообщество России воспринимает данный законопроект как полный запрет на ПЭТ-упаковку для пива, поскольку доля иной алкогольной продукция в ПЭТ-упаковке на рынке ничтожно мала. Об этом на пресс-конференции в Москве заявил исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.

Пивовары уверены, что аргументы законодателей о чрезмерной доступности пива в пластиковой упаковке потребителям, в частности молодежи, а также об опасности напитка в ПЭТ-таре, не имеют под собой никаких оснований. «В законе нет ни одного механизма, лимитирующего производство алкоголя в других упаковках», — отметил заместитель председателя совета Союза российских пивоваров, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям пивоваренной компании «Балтика» Алексей Кедрин.

Авторы законопроекта рассчитывают, что нововведения приведут к снижению потребления алкоголя в стране, участники пивного рынка ожидают обратного эффекта. Свою точку зрения они аргументируют тем, что стоимость алкоголя в пиве существенно выше, чем в крепких напитках. Кроме того, полуторалитровая пластиковая бутылка пива содержит в 2,6 раза меньше алкоголя, чем пол-литровая бутылка водки. «Инициатива будет вести к противоположному — возрастет потребление дешевого крепкого алкоголя, далеко не всегда надлежащего качества», — заявил директор по корпоративным отношениям компании «САН ИнБев» Андрей Ерин.

По его словам, в большинстве регионов России средние и малые пивоваренные заводы не смогут адаптироваться к требованиям законопроекта и провести техническое переоснащение предприятий. Так, по оценке директора по сбыту ООО «Липецкпиво» Сергея Сапиро, в случае запрета на ПЭТ-упаковку его предприятие, являющееся вторым по значимости налогоплательщиком в Липецкой облас­ти, будет вынуждено сократить штат сотрудников с 600 до 150 человек. К стратегии сокращения персонала будут вынуждены прибегнуть десятки средних и малых предприятий, отметил он.

Президент пивоваренной компании «Очаково» Алексей Кочетов сообщил, что уже сегодня многим российским производителям пивобезалкогольных напитков приходится закупать стеклянные бутылки за рубежом, потому что в России не хватает мощностей для их производства. Более того, переход на стеклянную упаковку чреват резким ростом энергопотреб­ления, поскольку производство стеклянной тары является одним из самых энергозатратных. Важно учесть и тот факт, что в России нет системы вторичного использования стеклянных бутылок. Все это делает данный вид тары крайне неудобным для государства, производителей и потребителей, добавил президент компании «Очаково».

Пивовары потребляют треть ПЭТ-упаковки

Негативных последствий от запрета ожидают и производители ПЭТ-упаковки. «Наша высокотехнологичная отрасль серьезно откатится назад, поскольку пивоваренные компании потребляют около 30% производимого в стране ПЭТ», — рассказал Николай Жир, технический директор Некоммерческого партнерства «АРПЭТ». Он опасается, что производители будут вынуждены компенсировать потери за счет увеличения стоимости упаковки для молочной и других видов продукции. Как подсчитали в партнерстве, ограничение единичного объема ПЭТ-тары в этом секторе потребления приведет к сокращению общего объема производства отечественного ПЭТ к 2016 г. на момент вступления ограничений более чем на 150 000 т/год.

В письме Д. Медведеву, которое подписали руководители шести объединений (Союза российских пивоваров, Нацио­нального союза производителей пива и напитков, а также некоммерчес­ких партнерств «Объединение участников пивобезалкогольного рынка», «Национальная конфедерация упаковщиков», «Ассоциация производителей и переработчиков полиэтилентерефталата» и «Содружество производителей фирменных торговых марок) говорится, что пивоваренная отрасль готова идти на компромисс. В качестве первого шага с начала этого года предприятия добровольно отказались от производства пива в упаковке свыше 2,5 л для обычного пива и свыше 2 л для крепкого. При этом в обращении приводится негативная динамика развития рынка: за последние пять лет производство и потребление пива в России сократилось на четверть. Были закрыты десять крупных заводов.

Авторы законодательной инициативы в пояснительной запис­ке к проекту опубликовали другие цифры: всего в структуре продаж алкогольной продукции в России на пиво приходится 80%, за последние 15 лет его производство в России выросло в три раза.

Кабинет министров пока на письмо предпринимателей не ответил, однако поддержать пивоваров решила Федеральная антимонопольная служба России, не согласовавшая данный законопроект. Как говорится в письме статс-секретаря, заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского в адрес Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, данный запрет может оказать негативное влияние на конкурентную среду на рынках производства и оборота алкогольной продукции, упаковки, а также на рынках смежных отраслей.

В антимонопольной ведомстве посчитали, что запрет коснется более 700 малых и средних пивоваренных заводов и может создать предпосылки к снижению инвестиционной привлекательности, а также угрозу оттока иностранных инвестиций из экономики РФ.

к сведению

Реклама пива снова появится в СМИ и на стадионах

Госдума приняла закон, временно приостанавливающий действие запрета на рекламу пива и напитков на его основе в местах проведения спортивных соревнований, периодических печатных изданиях и на телевидении. До­кумен­т разрешает размещение и распространение такой рекламы во время трансляций спортивных соревнований, в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок, причем как в прямом эфире, так и в записи, а также на телеканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

В период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение и распространение рекламы не только пива и пивных напитков, но и их производителей в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем 100 м от них. Реклама пива и напитков на его основе разрешается в периодических печатных изданиях, за исключением первых и последних полос газет, а также первых и последних страниц и обложек журналов. Данные нормы должны вступить в силу со дня официального опубликования закона и действовать до 1 января 2019 г.

Закон принят, чтобы создать условия для направления рекламных бюджетов пивоваренных компаний на поддержку и развитие спорта. Автор законопроекта депутат Игорь Зотов объяснял необходимость возврата рекламы пива на ТВ тем, что это поможет достойно провести соревнования и даст возможность всем заработать в ходе Кубка конфедераций ­FIFA (в 2017 г.) и чемпионата мира по футболу (в 2018 г.). По его словам, действующее российское законодательство о рекламе создавало проблемы с проведением международных спортивных соревнований на территории России. Его оппоненты говорили о том, что для выполнения требований ­FIFA, принятия дополнительного до­кумен­та не требовалось — в прошлом году был принят закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ­FIFA 2018 в Российской Федерации». В статье 18 п. 5 этого до­кумен­та отдельно оговаривается, что во время проведения чемпионата мира по футболу в России «допус­каются размещение, распространение рек­ламы средств индивидуализации производителей вина, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также рекламы средств индивидуализации производимых ими товаров».