Готовимся к принятию федеральных стандартов: как изменить сложившуюся практику учета

| статьи | печать

Одним из главных событий Пятой международной конференции «МСФО: практика применения», которая прошла в Москве с 14 по 16 мая1, стало выступление начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Игоря Сухарева. Он рассказал о новшествах, связанных с применением МСФО, которые произошли в последнее время, а также о тех новациях, которые ожидают российские компании в ближайшем будущем. И не только в сфере МСФО.

Представитель Минфина России рассказал о практике введения МСФО в российское правовое поле, пояснил суть свежих поправок в Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон о консолидированной отчетности)2, а также дал рекомендации компаниям, как готовиться к введению федеральных стандартов.

Практика введения МСФО в российское правовое поле

И. Сухарев подчеркнул важность введения МСФО в российское правовое поле. С юридической точки зрения ситуация беспрецедентная, поскольку стандарты выпускаются не международной организацией, а частным лицом, которое имеет авторские права на эти документы. Сами стандарты рассматриваются в международном праве как литературное произведение.
С этим обстоятельством было связано множество вопросов, которые были разрешены благодаря принятию Закона о консолидированной отчетности.

По словам чиновника, Россия «не изобретала велосипед», а пошла по пути других стран. И этому способствовал Фонд МСФО, который выпускает стандарты. Был найден следующий механизм: фонд отказывается от своих авторских прав, и на территории Российской Федерации на стандарты издаются на русском языке. «Стандарты предоставляются нам для введения в правовое поле, мы их принимаем в качестве нормативных документов», — пояснил И.Сухарев.

Первый приказ Минфина России о введении первых 63 документов Международных стандартов финансовой отчетности был принят в 2011 г.3 Этот пакет был актуален для отчетности за 2012 г. (хронику введения МСФО в российское правовое поле см. в таблице на с. 32). После этого приказы Минфина России о введении МСФО принимаются регулярно.

«Сегодня я могу констатировать факт, что мы вышли на рабочий график: когда документ принимается в Лондоне, через актуальное время он появляется в России. Под актуальным временем я понимаю тот период, который не влияет на возможность составления отчетности по МСФО и применения новых стандартов российскими компаниями» — подчеркнул чиновник. В последнее время такая практика есть: новый стандарт, который выходит в Лондоне, вводится через год-полтора-два в обязательном порядке. Причем через полтора-два года стартует отчетный период, за который составляется отчетность по новому стандарту. Но при этом компаниям дается возможность досрочного применения стандарта. Если раньше досрочное применение приветствовалось, теперь оно просто разрешается.

Документы МСФО

К документам Международных стандартов финансовой отчетности относятся:

— МСФО (IAS);

— МСФО (IFRS);

— Разъяснение ПКР (SIC);

— Разъяснение КРМФО (IFRIC);

— другие документы МСФО. Как правило, это поправки к конкретным стандартам (см. таблицу)».

К числу «важных белых пятен» И. Сухарев отнес МСФО (IFRS 9) «Финансовые инструменты»4, поскольку до сих пор не понятно, когда будет установлен обязательный срок его введения в силу. Но для России актуально не столько обязательное введение этого стандарта, сколько добровольное его применение, чтобы российские компании не были дискриминированы по сравнению с другими компаниями в возможности его применения. По словам И. Сухарева, многие ругают этот стандарт, у него есть свои недостатки, но позиционируется он как более простой по сравнению с IAS 39, поскольку преду­сматривает более простую классификацию финансовых инструментов. В общем, есть факторы, которые могут привлечь компании применять его досрочно, и сейчас они имеют эту возможность.

Из последних изменений МСФО, по мнению И. Сухарева, наиболее актуальным является пакет стандартов, принятый два года назад. Это все стандарты, касающиеся консолидации, то есть IFRS 10, 11 и 12, и стандарт о справедливой стоимости (IFRS 13) (введены приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н).

Есть стандарты, которые еще не введены в России, в качестве примера И. Сухарев назвал IFRS 14 Regulatory Deferral Accounts. По мнению чиновника, этот стандарт скоро тоже появится в России. Он касается организаций, которые работают в отраслях, где применяются регулируемые цены, и затрагивает достаточно специфический вопрос, когда в результате регулирования цен компания признает какие-то отложенные активы или отложенные обязательства. Данный стандарт разрешает после введения МСФО продолжать признавать эти активы и обязательства по тем правилам, которые компания применяла до перехода на МСФО.

Поправки в закон о консолидированной отчетности

Ключевых новшеств в Законе о консолидированной отчетности два: дополнен список общественно значимых компаний и уточнены правила применения закона для тех из них, у которых нет «дочек» (см. ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 № 111-ФЗ).

Кому нужно отчитываться по МСФО

Напомним, что официальное применение МСФО в России началось именно с принятием Закона о консолидированной отчетности. Он обязал общественно значимые организации составлять отчетность по МСФО. В их число первоначально входили те, чьи ценные бумаги котируются на открытом рынке, банки5 и страховые компании. Впервые они официально отчитались по МСФО за 2012 г.

По словам И. Сухарева, принятые поправки в закон готовились долго, и главное их значение в том, что расширено понятие «общественно значимых организаций». Список названных организаций дополнен негосударственными пенсионными фондами, управляющими компаниями различных фондов (УК инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов), клиринговыми организациями и госкомпаниями. В числе последних — ФГУПы и обычные АО с долей участия государства. Точные списки тех из них, кто будет отчитываться по МСФО, установит Правительство РФ.

Все перечисленные субъекты будут применять МСФО с отчетности за 2015 г.

Также уточнено, что страховые организации обязаны составлять отчетность по МСФО, за исключением тех, для которых деятельность по обязательному медицинскому страхованию является единственной. Такие организации не привлекают финансовые ресурсы различных субъектов и общественная значимость их отчетности мала, пояснил чиновник.

Без «дочек», но с МСФО

На практике при применении Закона о консолидированной отчетности неоднократно возникал вопрос о том, должна ли компания, у которой нет дочерних организаций, составлять отчетность по МСФО. По словам И. Сухарева, Минфин России отвечал в частных письмах, что закон не ставит требование о применении МСФО в зависимость от того, есть у компании «дочки» или нет.

Теперь из названного закона прямо следует, что если компании не образуют группу в смысле МСФО, то есть если у общественно значимой организации нет «дочек», она все равно применяет этот закон. Но чтобы не вводить пользователя в заблуждение, в названии такой отчетности слово «консолидированная» не нужно использовать (п. 5 ст. 2 Закона о консолидированной отчетности). «Тем самым сообщить пользователю, что я ничего не консолидирую», — уточнил И. Сухарев.

Консолидированная отчетность: проблемы толкования

По мнению представителя Минфина России, проблема кроется в том, что Совет по МСФО изначально использовал не совсем адекватную терминологию, и понятие консолидированной отчетности, которое сложилось на сегодняшний день, не вполне соответствует методологии, на которой основывается консолидация.

Бытует мнение, что консолидированной отчетности группы лиц можно противопоставить индивидуальную отчетность одного лица. Но это неверно с точки зрения МСФО: любая отчетность является индивидуальной. Требования стандартов построены таким образом, что применяются к юридическому лицу, к отдельной компании. И понятие индивидуальной отчетности не противопоставляется понятию консолидированной отчетности. «Исходя из норм МСФО, мы вполне можем использовать термин „индивидуальная консолидированная отчетность“», — подчеркнул И. Сухарев.

По словам представителя Минфина, сейчас разрабатывается новая концепция МСФО, в которой планируется отдельная глава «Отчитывающееся лицо». Может быть, в ней понятие консолидированной отчетности будет определено более четко. Но в любом случае речь всегда идет об отчетности конкретного лица.

В МСФО понятие консолидированной отчетности6 противопоставляется понятию сепаратной (отдельной) отчетности7, то есть упрощенной, усеченной, неполноценной — как ее определил И. Сухарев. Предполагается, что в сепаратной отчетности инвестиции отражаются с отступлением от общих принципов МСФО. Такая альтернатива разрешается в ограниченном числе случаев. В числе условий освобождения от составления полноценной отчетности чиновник назвал ссылку на полноценную отчетность материнской компании, согласие миноритариев (если таковые имеются) и отсутствие у компании инструментов, котируемых на открытом рынке.

Основные понятия

Понятие консолидированной финансовой отчетности дано в IFRS 10 и IAS 27. Согласно п. 4 IAS 27 это финансовая отчетность группы, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и денежные потоки материнского предприятия и его дочерних предприятий представляются как финансовая отчетность единого хозяйствующего субъекта. В приложении А к IFRS 10 дается более подробное определение данного понятия: это финансовая отчетность группы, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств материнского предприятия и его дочерних предприятий представлены как активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств единого субъекта экономической деятельности.

Отдельной финансовой отчетности посвящен МСФО (IAS) 27. Согласно п. 4 данного стандарта отдельная финансовая отчетность — это составляемая материнским предприятием (то есть инвестором, имеющим контроль над дочерним предприятием) или инвестором, осуществляющим совместный контроль над объектом инвестиций или имеющим значительное влияние на него, финансовая отчетность, в которой инвестиции учитываются по себестоимости или в соответствии с МСФО (IFRS) 9.

Личное мнение И. Сухарева таково: МСФО надо отказаться от понятия консолидации и просто установить правила отражения инвестиций. Если инвестиция дает контроль, значит, она отражается так-то и так-то. Если инвестиция дает значительное влияние, значит, она отражается с помощью эквити-метода8. Если инвестиция ничего из вышеперечисленного не дает, значит, она отражается по правилам IFRS 9, как инструмент по справедливой стоимости или по фактическим затратам. Возможно, Минфин России пойдет по такому пути, когда будет устанавливать федеральный стандарты. «Нам надо свои стандарты приводить в соответствие с МСФО, а вопрос о консолидации — самый важный вопрос, который пока не решен», — пояснил И. Сухарев.

Справка

Метод долевого участия (equity method) — метод учета, при котором инвестиции при первоначальном признании оцениваются по фактической стоимости, а затем их стоимость корректируется с учетом изменения доли инвестора в чистых активах объекта инвестиций после приобретения. Прибыль или убыток инвес­тора включает долю инвестора в прибыли или убытке объекта инвестиций, а прочий совокупный доход инвестора включает долю инвестора в прочем совокупном доходе объекта инвестиций (п. 3 IAS 28).

«Смысл названия закона не в том, что он касается только отчетности группы лиц, нет, ни в коем случае. Смысл названия закона в том, что он требует составлять полноценную отчетность», — подчеркнул чиновник. Если компания примет полноценный способ и отразит активы и обязательства, доходы и расходы дочерней компании как свои собственные, эта отчетность будет называться консолидированной. Такова логика МСФО. Используя ее, можно сделать вывод, что сепаратная отчетность не актуальна для России, потому что одним из фундаментальных условий отнесения компании к категории общественно значимой организации является условие о котируемых инструментах. И если закон определил, что компания относится к числу общественно значимых, от нее требуется полноценная отчетность, в которой активы и обязательства отражены на основе принципа экономического конт­роля.

И. Сухарев также привел пример, который помогает разобраться в тонкостях понятийного аппарата МСФО, связанного с консолидацией.

Допустим, есть компания А, в ее юрисдикции находятся компания Б и компания В. Инвестиции в обе компании таковы, что дают компании А контроль над компаниями Б и В. У компании Б также есть десятипроцентная инвестиция в компанию Г. В данном случае у каждой компании будет своя индивидуальная отчетность.

Итак, компания А составляет свою индивидуальную отчетность. У нее есть инвестиция в компанию Б. С точки зрения МСФО эта инвестиция — факт хозяйственной жизни, который надо перевести на язык бухгалтерских показателей. Причем речь может идти даже не об акциях, а о записи в электронном реестре. Если в реестре записано, что компания А может голосовать более чем 50% голосов, если нет каких-то специфических условий, это говорит о том, что компания А может принимать решения за компанию Б. И может посадить в совет директоров компании Б столько своих директоров, сколько требуется для того, чтобы проводить любые решения. Это называется контролем в общем смысле. И если компании Б на праве собственности принадлежит, допустим, здание, оно в экономическом смысле принадлежит компании А. В этом случае бухгалтер компании А отражает здание компании Б у себя на балансе. Точно так же, как он у себя на балансе отражает здание, которое компания А на 30 лет взяла в аренду.

Аналогично все другие активы компании Б бухгалтер компании А отражает у себя на балансе, потому что компания А их контролирует и использует в ведении своего бизнеса.

Одновременно компания А несет экономическое бремя по обязательствам компании Б. Поэтому обязательства компании Б бухгалтер компании А также отражает у себя на балансе.

Таким образом, консолидация — это способ отражения инвестиций в индивидуальной отчетности. Соответственно консолидированная отчетность — это нормальная отчетность, которая составлена с использованием всех принципов МСФО.

Если бы компания А составляла сепаратную отчетность, то вместо того, чтобы отразить у себя на балансе активы и обязательства компании Б, бухгалтер компании А мог бы одной строчкой показать эту инвестицию. Это отступление от общих принципов. В приведенном примере компании А не разрешается сепаратная отчетность. Она разрешается только компании Б и только при соблюдении совокупности условий:

— компания Б может сослаться на нормальную отчетность компании А (компании А в данном случае не на кого сослаться);

— если инвестиция компании А в компанию Б не 100-процентная, миноритарии не возражают против составления сепаратной отчетности;

— компания Б не котирует инструменты на открытом рынке.

Допустим, компания Б выпустила инструмент от своего имени на открытый рынок. Покупатель инструментов компании Б заинтересован в ее полноценной отчетности. И поэтому компания Б в этой ситуации не освобождается от составления отчетности по МСФО. Да, такая отчетность не является консолидированной, в том смысле, что компании Б нечего консолидировать. Не в том смысле, что это какая-то другая отчетность, — это полноценная отчетность, все активы и обязательства отражены на основе принципа экономического контроля, на основе общих подходов МСФО. И в том числе, например, инвестиции в зависимые компании, которые к консолидации прямого отношения не имеют, отражены по эквити-методу у компании Б.

Это полноценная отчетность. И от того, что компании Б некого консолидировать, с нее не должна сниматься обязанность составлять полноценную отчетность. Потому что она в силу выпуска инструментов на открытый рынок является общественно значимой. И покупателю интересна именно ее отчетность. Отчетность компании А в данном случае не заменит отчетность компании Б, потому что инструменты были выпущены от имени компании Б, а не от имени компании А.

Освобождение от консолидации

Согласно п. 4 IFRS 10 материнская компания (кроме кредитных и страховых организаций) не представляет консолидированную финансовую отчетность, если удовлетворяет четырем условиям:

— является дочерней компанией, находящейся в полной или час­тичной собственности другого предприятия, и его другие собственники, включая тех, кто в иных случаях не имеет права голоса, проинформированы о том, что данная компания не будет представлять консолидированную финансовую отчетность, и не возражают против этого;

— долговые и долевые инструменты данной компании не обращаются на открытом рынке (на внутренней либо зарубежной фондовой бирже или на внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки);

— не представляла и не находится в процессе представления своей финансовой отчетности комиссии по ценным бумагам или иному регулирующему органу в целях выпуска инструментов любого класса на открытый рынок;

— конечное или любое промежуточное материнское предприятие данной компании представляет консолидированную финансовую отчетность, доступную для открытого пользования, которая подготовлена в соответствии с МСФО.

Аналогичные условия должны выполняться и для освобождения от применения эквити-метода (п. 17 IAS 28).

Проблемы применения эквити-метода

Участники конференции подняли вопрос о проблемах с применением эквити-метода, которые выявляются на практике.

И. Сухарев согласился с тем, что у эквити-метода много недостатков, и рассказал, что в настоящее время рассматривается проект его совершенствования.

Проблемам применения эквити-метода также будет посвящена встреча представителей развивающихся экономик по МСФО, куда помимо России входят Бразилия, Китай, Индия, ЮАР, Индонезия, Малайзия — около десяти стран, которые два раза в год собираются и обсуждают актуальные проблемы учета. Такие встречи проходят в разных странах, и впервые за историю этого форума он пройдет в Москве.

По словам представителя Минфина России, одной из идей упомянутого проекта является распространения эквити-метода на сепаратную отчетность.

Не ждать федеральных стандартов

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает применение федеральных стандартов, основой которых является МСФО. Чиновник не уточнил, когда могут быть введены федеральные стандарты, сказав лишь, что это произойдет в ближайшем будущем.

В то же время, по мнению представителя Минфина России, современные требования ПБУ дают возможность компании составить отчетность, которая соответствует МСФО по множеству аспектов. Различия между требованиями ПБУ и МСФО не так велики, как это кажется практикам. Поэтому основной вопрос — как изменить сложившуюся практику учета, считает И. Сухарев. Компании могут ориентироваться, в частности, на уже обнародованные проекты ПБУ и рекомендации аудиторам, которые ежегодно выпускает Минфин России.

Так, бытует мнение, что согласно ПБУ, если материалы приобретены для создания основного средства, их все равно нужно отражать в составе запасов. Хотя МСФО требует отражать их в качестве капвложений в основные средства. На самом деле такого требования в ПБУ 5/01 нет, подчеркнул чиновник. И Минфин на это обращает внимание в рекомендациях аудиторам.

Второй миф: если основное средство прекратило эксплуатацию и нет перспектив его использования, по российским правилам оно будет числиться на балансе до физической ликвидации, а по МСФО — его нужно списать сразу. Но из пункта 29 ПБУ 6/01 следует, что такое основное средство надо списать одновременно с тем, как оно будет списано по МСФО.

Третий миф связан с различиями в учете финансовой аренды. В этой связи И. Сухарев напомнил, что российского стандарта по аренде пока нет, а приказ Минфина России от 17.02.97 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по до­говору лизинга» описывает только техническую сторону учета, основываясь на старом плане счетов. «Я не вижу в этом приказе препятствий к тому, чтобы реализовать то, что написано в IAS 17», — констатировал чиновник. Главным препятствием, по его мнению, является ст. 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»9, которая противоречит закону о бухгалтерском учете, позволяя решать частный вопрос учета сторонам договора. «Это дикость!» — эмоционально прокомментировал ситуацию представитель Минфина. Более того, в упомянутой статье говорится, на чьем балансе отражается объект. Но такого вопроса в современном бухучете быть не может. Учет ведет экономический субъект. Не страна, как это было в Советском союзе. Сегодня ничего нельзя передать с баланса на баланс, так как на нем отражается не имущество, а актив. В проекте стандарта по аренде вообще не рассматривается вопрос, на чьем балансе отражается объект. Потому что этот вопрос не нужен для бухучета, подчеркнул чиновник.

В арендных отношениях выгоду из предмета аренды извлекают обе стороны, и на балансе обеих сторон должен возникать актив. Вопрос в том, как его классифицировать. «Если я извлекаю выгоды путем эксплуатации физических полезных свойств, в течение срока, превышающего 12 месяцев, я классифицирую этот актив как основное средство. Если я извлекаю из него выгоду путем получения платежей, график которых заранее прописан, я этот актив классифицирую как дебиторскую задолженность», — пояснил чиновник. Но приказ Минфина России от 17.02.97 № 15 не разъясняет. В нем не говорится о классификации объектов, равно как и об их оценке. В такой ситуации нужно ориентироваться на п. 7 ПБУ 1/2008, который отсылает нас к МСФО.

Итак, принятие федеральных стандартов оттягивается. А это, по словам чиновника, увеличивает вероятность того, что первый их пакет будет достаточно большим. И если компания не подготовится к этому событию заранее, ее ждет настоящая революция.

Сейчас надо воспользоваться моментом и провести анализ реальной учетной политики (не документа с таким названием, потому что зачастую не отражает и десятой части того, что существует на практике) на предмет ее соответствия ПБУ. И тогда многие вопросы будут сняты, многие различия ликвидированы. В этом случае принятие федеральных стандартов может пройти для компании незаметно.


1 Организатор конференции — CFO Russia.

2 Поправки внесены Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и Федеральный закон ”О консолидированной финансовой отчетности“».

3 Приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

4 Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» введен в действие приказом Минфина России от 02.04.2013 № 36н. Стандарт вступает в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения организациями — со дня официального опубликования; для обязательного применения организациями — в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2015 г. или после этой даты.

5 Банки применяют МСФО с 2004 г. (см. Официальное сообщение Банка России от 02.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности»).

6 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».

7 МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность».

8 Equity method (англ.) — метод долевого участия.

9 Сейчас Госдума рассматривает во втором чтении законопроект, который отменяет ст. 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ.

Таблица. Хроника введения МСФО в российское правовое поле

Реквизиты приказа Минфина России

Какие документы МСФО вводит

МСФО (IAS)

МСФО (IFRS)

Разъяснение ПКР (SIC)

Разъяснение КРМФО (IFRIC)

Другие документы

От 25.11.2011 № 160н*

IAS 1 «Представление финансовой отчетности»;

IAS 2 «Запасы»;

IAS 7 «Отчет о движении денежных средств»;

IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;

IAS 10 «События после окончания отчетного периода»;

IAS 11 «Договоры на строительство»;

IAS 12 «Налоги на прибыль»;

IAS 16 «Основные средства»;

IAS 17 «Аренда»;

IAS 18 «Выручка»;

IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»;

IAS 21 «Влияние изменений обменных курсов валют»;

IAS 23 «Затраты по займам»;

IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;

IAS 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам»;

IAS 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»;

IAS 32 «Финансовые инструменты: представление информации»;

IAS 33 «Прибыль на акцию»;

IAS 34 «Промежуточная финансовая отчетность»;

IFRS 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности»;

IFRS 2 «Платеж, основанный на акциях;

IFRS 3 «Объединения бизнеса»;

IFRS 4 «Договоры страхования»;

IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;

IFRS 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»;

IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

IFRS 8 «Операционные сегменты»

SIC 7 «Введение Евро»;

SIC 10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью»;

SIC 15 «Операционная аренда — стимулы»;

SIC 25 «Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»;

SIC 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»;

SIC 29 «Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг»;

SIC 31 «Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги»;

SIC 32 «Нематериальные активы — затраты на веб-сайт»

IFRIC 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах»;

IFRIC 2 «Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты»;

IFRIC 4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»;

IFRIC 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации»;

IFRIC 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — рынке отходов электрического и электронного оборудования»;

IFRIC 7 «Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 „Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике“»;

IFRIC 10 № Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»;

IFRIC 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»;

IFRIC 13 «Программы лояльности клиентов»;

IFRIC 14 «МСФО (IAS) 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь»;

IFRIC 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»;

IFRIC 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию»;

IFRIC 17 «Распределение неденежных активов в пользу собственников»;

IFRIC 18 «Передача активов от клиентов»;

IFRIC 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами»

От 18.07.2012 № 106н*

IAS 19 «Вознаграждения работникам»;

IAS 27 «Отдельная финансовая отчетность»;

IAS 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия»;

IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность»***;

IFRS 11 «Совместная деятельность»;

IFRS 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»;

IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»

Документ Международных стандартов финансовой отчетности (далее — документ МСФО) «Представление статей прочего совокупного дохода (поправки к МСФО (IAS) 1)»

От 31.10.2012 № 143н*

IFRIC 20 «Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения»

Документ МСФО «Займы, предоставленные государством (Поправки к МСФО (IFRS) 1)»;

Документ МСФО «Раскрытие информации — взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к МСФО (IFRS) 7)»;

Документ МСФО «Консолидированная финансовая отчетность, совместная деятельность и раскрытие информации об участии в других предприятиях: Руководство по переходным положениям (Поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 11 и МСФО (IFRS) 12)»;

Документ МСФО «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2009—2011 гг.»

От 02.04.2013 № 36н*

IFRS 9 «Финансовые инструменты»

Документ МСФО «Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств (Поправки к МСФО (IAS) 32)»;

Документ МСФО «Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7»****

От 07.05.2013 № 50н*

Документ МСФО «Инвестиционные организации (Поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 27)»

От 24.12.2013 № 135н*

IFRIC 21 «Обязательные платежи»

Документ МСФО «Раскрытие информации о возмещаемой стоимости нефинансовых активов (Поправки к МСФО (IAS) 36)»;

Документ МСФО «Новация производных инструментов и продолжение учета хеджирования (Поправки к МСФО (IAS) 39)»

*Издан на основании Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107

**О практике применения МСФО на территории РФ см. информацию Минфина России от 13.11.2012 № ОП 1-2012 и информацию Минфина России от 28.12.2012 № ОП 2-2012

***Подпункт «а» п. 4 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» не применяется кредитными и страховыми организациями.

****Документ МСФО «Поправки к МСФО (IFRS) 7» применяется организациями, которые применяют МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».