О чем необходимо помнить компании, нанимая юриста со стороны

| статьи | печать

Любая компания время от времени нуждается в юридической помощи. Подготовка крупного контракта, налоговый спор или судебное разбирательство немыслимы без участия компетентного правового советника. компании вынуждены прибегать к услугам сторонних специалистов. Чем отличается договор оказания юридичес­ких услуг от обычного договора, адвокат — от частного юриста, а гонорар успеха — от просто вознаграждения, мы попробуем разобраться в данной статье.

Далеко не все компании могут позволить себе содержать в штате собственного юриста. И еще меньше компаний могут позволить себе заключить трудовой договор с хорошим юристом. Потому при возникновении каких-либо правовых проблем или конфликтов бизнесмены вынуждены обращаться за помощью к внештатным правоведам.

Выбор специалиста должен быть обусловлен стоящей перед организацией проблемой, и обращаться нужно к юристу, специализирующемуся на интересующей компанию отрасли права. Сразу отметим, что универсального правила поиска подходящего юриста нет. В данной ситуации на первое место выходит человечес­кий фактор, а именно профессиональный уровень, уровень личной ответственности и организации специалиста, ведь именно от степени компетентности и профессионального опыта юриста будет во многом зависеть качество оказываемых им услуг.

Чем юрист-одиночка отличается от юридической фирмы

При необходимости получения квалифицированной юридической помощи перед организацией чаще всего встает следующий выбор: она может обратиться к частнопрактикующему юристу (в том числе адвокату) или в юридичес­кую компанию. Рассмотрим, чем отличается получение юридической помощи от этих субъектов профессиональной правовой деятельности, а также оформление договорных отношений с ними.

Главное отличие между юридической фирмой и частным юристом заключается в том, кто непосредственно будет выступать исполнителем по договору возмездного оказания услуг. Если речь идет о частном юристе, в том числе адвокате, то именно этот человек будет проводить всю необходимую работу лично и за причиненный ущерб в результате такой работы также ответит сам. Никто иной, кроме такого специалиста, не имеет права оказывать услуги клиенту, если иное специально не преду­смотрено в договоре. Если же бизнесмен решит обратиться за помощью к юридичес­кой фирме, то также обычно определяется непосредственный исполнитель услуг, однако юридическая фирма может заменить его другим сотрудником из свое­го штата. Так что нет гарантии, что представлять интересы заказчика в суде будет именно тот юрист, с участием которого велись перегово­ры. Зато ­клиент при таких обстоятельствах не останется без юридической помощи, даже если юрист заболеет или по другим причинам не сможет выполнить свою работу. Если же компания заинтересована нанять конкретного специалиста, в договоре с юридической фирмой это необходимо преду­смотреть.

Есть в подобном выборе и налоговый аспект. Обращаясь к юристу или юридической компании, клиент заключает с ним гражданско-правовой договор, чаще всего это договор возмездного оказания услуг. Если правовую помощь будет оказывать частное лицо, необходимо обратить внимание на наличие у него статуса индивидуального предпринимателя. На качество услуг это не влияет, зато влияет на обязанность заказчика по уплате налогов с дохода, выплаченного юристу. Чаще всего частнопрактикующие юристы имеют статус индивидуального предпринимателя, а потому самостоятельно уплачивают за себя все налоги. Если же такого статуса у юриста нет, то при выплате ему вознаграждения по гражданско-правовому договору компания в качестве налогового агента обязана удержать ­НДФЛ и перечислить его в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). Кроме того, компания-заказчик обязана будет уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды, поскольку вознаграждение, выплачиваемое по договору оказания услуг, является объектом обложения такими взносами (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Адвокаты же, работающие обособленно в собственном адвокатском кабинете, в любом случае уплачивают за себя налоги в силу закона, статус предпринимателя для этого не нужен.

Отметим, что ни юридичес­кие фирмы, ни частнопрактикующие юристы не должны получать какие-либо специальные разрешения или лицензии на осуществление юридической деятельности. Данная деятельность не подлежит лицензированию и не требует каких-либо разрешений. Единственное исключение — деятельность адвокатская, которая требует наличия стажа и успешной сдачи экзамена. Адвокат — это лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую дея­тельность, являющееся независимым профессиональным советником по правовым вопросам (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», далее — Закон № 63-ФЗ). Адвокат может работать самостоя­тельно, учредив адвокатский кабинет, или состоять членом коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации (ст. 20 Закона № 63-ФЗ). Но при этом работником такого адвокатского образования адвокат не является. В своей деятельности адвокат должен соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката.

В настоящее время у адвокатов нет обязанности страховать риск своей профессиональной имущественной ответственности, так как действие подп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 63-ФЗ приостановлено до дня вступления в силу федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов. А такой закон до настоящего времени не принят. Между тем адвокат может застраховать риск ответственности в добровольном порядке (ст. 19 Закона № 63-ФЗ).

Существуют некоторые нюансы в порядке оформления договорных отношений с адвокатом. Для оказания юридической помощи между клиентом и адвокатом заключается соглашение в простой письменной форме, которое представляет собой гражданско-правовой договор оказания юридической помощи. По сравнению с договором оказания юридических услуг между частнопрактикующим юристом или юридической компанией, регулируемым положениями главы 39 ГК РФ, к соглашению с адвокатом Законом № 63-ФЗ предъявляются дополнительные требования.

Существенными условиями такого соглашения являются (п. 4 ст. 25 Закона № 63-ФЗ):

1) указание на адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве поверенного, а также на его принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;

2) предмет поручения;

3) условия и размер выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно;

4) порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения;

5) размер и характер ответственности адвоката, принявшего исполнение поручения.

Отметим, что Закон № 63-ФЗ не определяет основания, виды и пределы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом взятых на себя обязательств. Стороны соглашения, исходя из общих положений об ответственности за нарушение обязательств, должны их установить самостоятельно (постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2010 № Ф10-1392/09(2) по делу № А36-1317/2008, ­А36-1115/2008).

Предметом договора оказания услуг не может быть положительное судебное решение

Гражданское законодательство не предусматривает специального вида договора для оказания правовых услуг, поэтому при обращении за юридической помощью к частному юристу или юридической фирме между ними и клиентом заключается договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Существенным условием данного вида договора является предмет (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 23.01.2007 № 1-П (далее — постановление № 1-П), предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности исполнителем, и оплате подлежат сами действия (деятельность) исполнителя. КС РФ отметил, что договор может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить.

Предметом договора оказания услуг не может быть конкретный результат, для достижения которого заказчик этот до­говор заключает. Тем более таким предметом не может быть результат, который не зависит от исполнителя и на который он легально не в силах повлиять. Например, в качестве предмета договора не может выступать судебное решение в пользу заказчика.

Предметом договора оказания юридических услуг могут быть определенные действия, например:

■ предоставление устных и письменных консультаций;

■ анализ законодательства, судебной практики по проблеме;

■ составление юридических документов (договоров, уведомлений, исковых заявлений, отзывов, жалоб и т.д.), экспертных заключений;

■ представительство в суде, иных органах власти и т.д.

В качестве предмета договора можно указать и представление заказчику результата действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам, проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера и т.д.) (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.09.99 № 48).

Гонорар успеха законен, но только при оказании услуг высокого качества

Несмотря на то что цена не является существенным условием договора оказания услуг, по факту это одно из наиболее важных для сторон договора условий. Стороны свободны определять по своему усмотрению размер вознаграждения исполнителя, но и порядок расчетов. Например, оплата услуг юриста может быть установлена в фиксированных суммах за определенные действия: за составление договора — одна цена, за представительство в одном судебном заседании — другая. Часто используется и почасовая оплата, когда услуги юристов оплачиваются исходя из затраченного ими времени и установленных для данного юриста или юридической фирмы почасовых тарифных ставок. Крупные юридические фирмы также предлагают абонентское обслуживание клиентов, которое предполагает юридическую поддержку по системе «все включено».

Довольно спорным вопросом относительно оплаты услуг юрис­тов, которые занимаются судебным представительством, до сих пор остается так называемый гонорар успеха — денежная сумма, которую заказчик обязуется выплатить исполнителю при вынесении судебного акта по делу в пользу заказчика. Конституционный суд РФ в постановлении № 1-П разъяснил, что такой подход к определению вознаграждения не соответствует принципам гражданского законодательства, поскольку в системе действующего правового регулирования судебное решение не может выступать ни объектом гражданских прав, ни предметом гражданско-правового договора.

После того как по этому поводу высказал свою позицию КС РФ, юристы стали аккуратнее относится к установлению связи между суммой вознаграждения и результатом судебного разбирательства. Тем более что при возникновении спора с заказчиком взыс­кать гонорар успеха практически невозможно, даже если он закреплен в тексте договора (постановление Пятого ААС от 17.05.2012 № 05АП-3103/12 по делу № А51-551/2012). Но даже несмотря на эти сложности, практика использования гонорара успеха не сошла на нет. Вероятно, по той причине, что клиенты юристов и юридических фирм, не имеющие познаний в данной области, чаще всего не видят оснований не уплачивать победные бонусы исполнителям. Некоторые из клиентов просто предпочитают не портить отношения со своими советниками по правовым вопросам, избегая в том числе и ненужных судебных разбирательств.

Заметим, что для заказчика установление в договоре и выплата гонорара успеха тоже может сопровождаться некоторыми проблемами. Дело в том, что гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство предусматривает возможность взыскания со стороны судебного спора, которая его проиграла, судебных расходов выигравшей стороны, в том числе затрат на судебного представителя. И если возместить стоимость консультаций и представительства в суде за счет контрагента можно, хоть час­то и не в полном объеме, то гонорар успеха обычно ложится на плечи заказчика. Суды рассматривают такое вознаграждение как плату за воздух, в то время как возместить можно лишь стоимость реально совершенных юристом действий (Определение ВАС РФ от 08.11.2011 № ВАС-13942/11 № А19-8594/07-10-4, постановление ФАС Мос­ковского округа от 19.06.2013 по делу № А40-91883/08-61-820).

Однако в последнее время мнение арбитражных судов о законности гонорара успеха изменилось. В постановлении от 04.02.2014 № 16291/10 Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что взыскание «гонорара успеха возможно, но только в том случае, если он установлен в качестве бонуса к основному вознаграждению и с учетом фактического оказания представителем предусмотренных договором судебных юридических услуг, степени участия представителя в формировании правовой позиции стороны, в пользу которой состоялись судебные акты по делу, соответствия общей суммы вознаграждения рыночным ставкам оплаты услуг субъектов аналогичного рейтингового уровня и т.д.» (подробнее см. «ЭЖ», 2014, № 22, с. 10).

Некачественные юридические услуги оплате не подлежат

Предполагается, что, обращаясь к юристам, компания или предприниматель получит ответ на свой вопрос или профессиональную поддержку в суде. Но, к сожалению, действительность такова, что качество оказанных правовых услуг может оказаться ниже ожидаемого, а клиент в результате понесет серьезные убытки.

Если юридические услуги были оказаны некачественно, заказчик вправе, во-первых, не оплачивать их и, во-вторых, потребовать от исполнителя возмещения причиненных убытков (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 4593/13 по делу № А41-7649/2012). Качество услуг должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора — требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2014 № Ф09-1527/14 по делу № А60-4242/2013). Подтвердить низкое качество оказанных услуг могут, например, неявка юриста в суд или непредставление им суду необходимых документов, а также анализ судебного акта, из которого можно установить некомпетентность юриста или недобросовестное исполнение им от имени заказчика процессуальных обязанностей, повлекших экономичес­кие затраты (постановление Тринадцатого ААС от 05.03.2013 № 13АП-1132/13 по делу № А21-2375/2012).

Качество юридических услуг подтверждают знания и навыки, которые демонстрирует юрист. Оценить их можно по таким критериям, как знание законодательства и судебной практики, владение научными доктринами, знание тенденций развития правового регулирования спорных институтов в отечественной правовой системе и правовых системах иностранных государств, международно-правовые тенденции по спорному вопросу (постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 № 16291/10 по делу № А40-91883/08-61-820).

Между тем если заказчик принял услуги без претензий к их качеству (подписал акт выполненных услуг и оплатил их), не направил исполнителю претензии по объему и качеству оказанных услуг, то суды чаще всего признают такие услуги оказанными надлежащим образом (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.08.2013 № Ф08-4760/13 по делу № А32-38355/2012, Уральского округа от 09.01.2013 № Ф09-12693/12 по делу № А76-8575/2012).

Если в результате некачественно оказанных услуг заказчик понес убытки, он вправе потребовать от юриста-исполнителя их возмещения (п. 1 ст. 393 ГК РФ). При этом заказчику необходимо будет доказать, что ущерб возник именно в результате оказания некачественных юридических услуг. Как правило, юридические компании и частнопрактикующие юристы ограничивают размер своей ответственности суммой полученного вознаграждения. Это вполне соответствует гражданскому законодательству. Статьей 400 ГК РФ установлены случаи, когда соглашение об ограничении размера ответственности ничтожно, в остальных ситуациях стороны вправе включать в содержание договора положение об ограничении размера ответственности. При ограничении ответственности исполнителя размером полученного вознаграждения, даже если в результате оказания некачественных юридических услуг заказчик понесет значительные убытки, полную сумму ущерба с исполнителя взыскать не получится. Максимум, что грозит исполнителю — обязанность возврата полученного вознаграждения (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 4593/13 по делу № А41-7649/2012).

судебное решение

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 4593/13

Юридическое бюро (исполнитель) и заказчик заключили договоры правового консультирования, в том числе по вопросам приобретения заказчиком в собственность земельного участка.

Администрация муниципального района вынесла постановление о продаже заказчику земельного участка по цене 8 293 281 руб. А через два дня после этого вступили в силу изменения в земельное законодательство, в результате чего стоимость земельного участка снизилась до 829 328 руб. Юридическое бюро было не осведомлено об изменении законодательства, и в результате заказчик приобрел земельный участок по цене в десять раз выше фактической стоимости этого участка, действовавшей на момент подписания договора.

Заказчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с юридического бюро полученных убытков. Президиум ВАС РФ отметил, что юридическое бюро, являющееся профессионалом в сфере правового сопровождения, было обязано консультировать заказчика по правовым вопросам, и именно на юридическое бюро возложен риск незнания законодательства. Заказчик, в свою очередь, действуя разумно и добросовестно, для исполнения своей обязаннос­ти по соблюдению действующего законодательства заключил до­говор возмездного оказания юридичес­ких услуг, тем самым переложив во внутренних отношениях с контрагентом риск несоблюдения в процессе своей хозяйственной деятельности правовых норм на юридическое бюро, и получил возможность в случае оказания некачественных услуг взыскать с него убытки.

В данной ситуации незнание юридическим бюро вступившего в силу федерального закона, приведшее к заключению обществом договора на крайне невыгодных для него условиях, можно рассмат­ривать как нарушение взятых на себя юристами обязательств. Из системного толкования ст. 309, п. 1 ст. 723 и ст. 783 ГК РФ также вытекает отсутствие обязаннос­ти заказчика оплачивать некачественно оказанные ему услуги, приведшие к возникновению у него убытков. Но в данном случае ответственность юридического бюро по договору была ограничена суммой полученного вознаграждения. Поэтому суд решил, что заказчик не должен оплачивать некачественно оказанные услуги и взыскал с бюро сумму ранее полученного вознаграждения.