Реклама в Интернете может работать в три раза лучше телевизионной

| статьи | печать

Второе место в интернет-экономике России занимает реклама, объем которой вырос за прошлый год практически на треть. При этом, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), к концу 2013 г. Россия вышла на четвертое мес­то в мире по количеству запросов и показов мобильной рекламы, уступая только США, Индии и Индонезии. Ориентируясь на международный опыт, одним из перспективных сегментов рынка эксперты считают видеорекламу: сейчас затраты онлайн-видеорекламы на одного интернет-пользователя в России меньше, чем в США, в 15 раз.

В 2013 г. суммарный объем рекламы в средствах ее распространения за вычетом НДС составил около 328 млрд руб., что на 10,1% больше, чем в прошлом году. Большую часть общего объема рекламы формирует сегмент ТВ-рекламы, второе место третий год подряд удерживает реклама в Интернете, объем которой вырос на 27% — до 71,7 млрд руб. Причем годовые темпы прирос­та онлайн-рекламы были выше по сравнению с другими сегментами рынка в два-три раза.

Как показало исследование Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), по темпам развития сегменты видеорекламы и маркетинга в социальных сетях (SMM) значительно опережают «традиционную» онлайн-рекламу: 72 и 57% соответственно за 2013 г. против 34% контекстной и 12% медийной рек­ламы.

По данным comScore, в 2013 г. объем видеорекламы в Рунете вырос на 84%, до 3 млрд руб., в первую очередь, за счет хостинга YouTube, ресурсов Gazprom-Media Digital и онлайн-кинотеатров. По сравнению с объемами рекламы на ТВ (156,2 млрд руб.) это не так уж и много, но динамика прироста ТВ-рекламы (9%) значительно ниже, чем видеорекламы. По данным «TNS Россия» и comScore, видеореклама охватывает сейчас 60,6 млн российских пользователей.

Исследование эффективнос­ти рекламы на видеоносителях компаний «Иви.ру» и Synovate Comcon показало, что видеорек­лама в Интернете в три раза лучше телевизионной работает на повышение спонтанного знания бренда и в 4,5 раза эффективнее в случае, когда необходимо напомнить аудитории о торговой марке. Появившаяся в 2012 г. на российском рынке в интернет-рекламе новая технология Rеal Time Bidding (RTB), которая позволяет организовать аукцион между продавцами (DSP) и покупателями (SSP) рекламы в реальном времени, уверенно набирает обороты. В 1-м полугодии 2013 г. рынок RTB в России, по оценкам экспертов, достиг 0,4 млрд руб., к концу года его доля в медийной рекламе составит от 2 до 5%, а в 2014 г. — уже 10%.

Объем рынка мобильной рек­ламы в 2013 г. в России, по предварительным данным eMarketer и Starcom MediaVest Group, вырос до 62,1 млн долл. (в 2012 г. он составлял 60,8 млн долл.), чему способствуют рост продаж смартфонов и планшетов, темпы развития мобильного банкинга и платежных сис­тем. В результате к концу 2013 г. Россия вышла на четвертое мес­то в мире по количеству запросов и показов мобильной рекламы, уступая только США, Индии и Индонезии. Объем мобильного маркетинга, крупнейшими секторами которого помимо мобильной рекламы являются также СМС-маркетинг, SMM и мобильные приложения, по оценке J’son & Partners Consulting, должен вырасти к 2015 г. до 404 млн долл.

В целом согласно прогнозу Digit.ru российский рынок интернет-рекламы будет расти примерно на 20% в год на протяжении ближайших пяти лет. Его объем в 2017 г. должен достигнуть 4,4 млрд долл.