Кто будет расти быстрее на просторах Евразийского экономического союза

| статьи | печать

Под занавес весны главы Беларуси, Казахстана и России подписали в Астане договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предполагающий свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на территории трех стран. Эксперты считают, что в рамках ЕАЭС успешнее всего будет развиваться экономика Казахстана (около 5% в год), динамика российского ВВП постепенно вырастет до 2,4%, а рост белорусской экономики останется на уровне 1%.

За фасадом заключенного Соглашения скрываются определенные противоречия между устойчивой в целом казахской моделью экономики, растущей по 4—5% в год, и располагающими меньшими возможностями для роста экономиками России и Беларуси. К таким выводам пришли ученые Центра развития ВШЭ, которые провели опрос профессиональных прогнозистов относительно их видения перспектив экономики трех государств в 2014—2018 гг.

Самые скромные успехи

ВВП Беларуси в ближайшие два года будет расти чуть более 1% в год, полагают независимые эксперты. Затем экономический рост может увеличиться до 1,7%, но после опять опустится до 1,1%. При этом официальный прогноз правительства страны на 2014 г. составляет 3,3% , а специалисты МВФ надеются на 1,6%.

Аналитики ожидают постепенного замедления инфляции до 9,7% в 2018 г., тогда как МВФ — ее стабилизации на нынешнем высоком уровне (15,5—16,5% в год). Более оптимистичны независимые эксперты и в прогнозе девальвации национальной белорусской валюты — на 57% по отношению к концу 2013 г. Специалисты МВФ предполагают ее снижение на 78%. В дальнейшем оба сценария предполагают одинаковое укрепление национальной валюты в реальном выражении (на 16% к 2018 г.).

Для Беларуси основными рис­ками в текущем году являются неадекватная денежно-кредитная политика (39%) и падение конкурентоспособности национальных производителей (31%). Эти же риски остаются важнейшими и для следующего года, хотя на них указывает несколько меньшая доля ответов (25—29%). Зато до 29% увеличивается доля указаний на возможность неадекватной бюджетной политики. В перспективе пяти лет риск снижения конкурентоспособности остается основным (22%), но к нему добавляются риски деградации институтов (22%) и политической нестабильности (17%).

Устойчивое развитие

Консенсус-прогноз развития экономики Казахстана (4,5—4,6% в год), сделанный независимыми аналитиками, существенно отличается от долгосрочного прогноза Министерства экономики и бюджетного планирования страны. В частнос­ти, министерство ожидает более высоких темпов рос­та ВВП на всем прогнозном периоде до 2018 г. (причем для некоторых лет, например для 2014 г. и 2017—2018 гг., разница превышает 1 п.п.) и «закладывается» на более низкий уровень нефтяных цен.

Инфляция согласно консенсус-прогнозу будет колебаться в интервале 4,8—6,0% (кроме текущего года, когда ожидается 7,4%). При этом официальный прогноз курса тенге предполагает, что он в течение всего периода меняться больше не будет (11 февраля текущего года в Казахстане была проведена одномоментная 21% девальвация). А прогноз независимых аналитиков предусматривает минимальное снижение курса тенге (всего на 6% за 2015—2018 гг.). «Иначе говоря, „запаса“ конкурентоспособности, созданного последней девальвацией, согласно консолидированному мнению экспертов, вполне может хватить на ближайшие пять лет», — комментирует ситуацию эксперт ЦР Сергей Смирнов.

Стоит заметить, что, как и в случае с Беларусью, независимые эксперты несколько более пессимистичны в отношении темпов роста реального ВВП, но несколько более оптимистичны в отношении роста потребительских цен.

Доминирующим риском для Казахстана считается падение нефтяных цен (около 40% и более во всех временных горизонтах). В текущем году к этому добавляются риски, связанные с бегством капиталов (12%) и неадекватной денежно-кредитной политикой (16%). Для следующего года и для перспективы пяти лет оценки практически поровну распределены между различными видами рис­ков; ни один из них не получает преимущества перед другими.

Внутриэкономические рис­ки для страны считаются незначительными. Одновременно довольно высоко (22%) оценивается риск политической нестабильности на горизонте следую­щих пяти лет, что, возможно, связано с возрастом казахского президента.

Нефть опять определит наши перспективы

Для России консенсус-прогноз независимых аналитиков предполагает снижение роста ВВП до 0,5% в нынешнем году и последующее постепенное ускорение экономической динамики до 2,4% в 2018-м. Инфляция будет постепенно снижаться до 4,9% в течение ближайших лет, а курс рубля к доллару медленно расти до 39,6 (более подробно см. «ЭЖ», № 20, с. 02).

Одним из основных рисков для отечественной экономики считается падение нефтяных цен (16%). Он становится особенно актуальным из-за необходимос­ти проведения налогового маневра, связанного с созданием ЕАЭС.

Снижение экспортной пошлины на нефть приведет к значительному выпадению доходов бюджета, которые предстоит компенсировать повышением ставок других налогов.

Минфин предлагает форсированное снижение экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла — более чем наполовину в 2016 г. Компенсировать сокращающиеся доходы госказны министерство предполагает повышением ставки НДПИ на нефть в два раза.

Отечественные производители сразу почувствуют повышение НДПИ, поскольку начнут расти цены на нефть. Нефтеперерабатывающим заводам, по оценке аналитиков «ВТБ Капитала», налоговый маневр обойдется в 2,4 млрд долл. в год. Промышленные потребители топлива, в первую очередь электростанции, будут тратить на его закупки больше на 1,9—3,4 млрд дол., далее идут переработчики газового конденсата, которые «попадутся» на 1,5 млрд долл., нефтехимические предприятия — 1,3 млрд долл., авиакомпании — 1 млрд долл.

Вместе с тем очень серьезным риском для России, по мнению участников консенсус-прогноза, является бегство капиталов (28%). Для следующего года особенно важным риском считается неадекватность бюджетной политики (25%).

В перспективе пяти лет на второе место (после падения нефтяных цен) выдвигается политическая нестабильность внут­ри страны (21%) и деградация институтов (17%).

Эксперты ожидают, что наибольшие выгоды от Евразийского экономического союза будет получать слабейшая из всех и самая зарегулированная белорусская экономика в результате нефтяной ренты, получаемой от России уже несколько лет. Независимые аналитики полагают, что через пять лет уровень жизни в России будет по-прежнему выше, чем у соседей.

Если опираться на данные консенсус-прогноза, за пять лет вес казахской экономики в составе ЕАЭС повысится с 8,4 в 2013 г. до 9,6% в 2018-м, а вес Беларуси снизится с 5,1 до 4,9%.

Консенсус-прогноз темпов роста ВВП стран ЕАЭС, %


2014

2018

Казахстан

4,6

4,5

Россия

0,5

2,4

Беларусь

1

1,1

Источник: ВШЭ