Минфин и Центробанк спешат договориться о страховании жилья

| статьи | печать

Минфин и Центробанк будут совершенствовать систему страхования жилья в России в тесном сотрудничестве, сообщила руководитель департамента финансовой политики Минфина России Вера Балакирева журналис­там, добавив, что большинство разногласий между ведомствами, связанных с разработанным Министерством финансов законопроектом о страховании жилья, уже снято.

Центробанк согласился с доводами Министерства и снял предложение об ограничении круга возможных страхователей исключительно собственниками жилья, как и предложение страховать муниципальное жилье за бюджетный счет, включая стоимость страховки в плату за жилищное пользование. Отказался ЦБ и от идеи о включении в список покрываемых рисков риска повреждений, потребовавших капитального ремонта помещения. Теперь предусматривается покрытие только по риску «полное уничтожение жилого помещения».

По словам В. Балакиревой, после принятия законопроекта потребуется разработать целый ряд подзаконных актов, над которыми будут совместно работать правительство, Минфин и ЦБ РФ. Минфин будет отвечать за методологическую поддержку при разработке региональных программ страхования жилья, а также за разработку порядка осуществления компенсаций по новому виду страхования; Центробанк в сотрудничестве с Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) займется установлением требований к страховщикам и разработкой минимального национального стандарта страхования. Региональные программы страхования жилья будут разрабатываться на местах с учетом специфики каждого региона.

В последние дни ЦБ РФ и Минфин успели договориться по поводу введения льготного налогообложения для страхователей жилья, такую идею продвигал Центробанк, отказавшийся от нее благодаря аргументам Минфина: оставить вопрос налоговых льгот на усмотрение региональным властям.

Остается спорным вопрос определения законодательных актов, в которых будет прописана концепция страхования жилья с господдержкой. Один из вариантов, предложенных Центробанком, предполагает создание отдельного законодательного акта. Другие предложения предусматривают внесение изменений в жилищное законодательство или в закон о страховом деле — тут ведомствам еще предстоит прийти к соглашению. Минфин идею отдельного законодательного акта о страховании жилья отвергает, отмечая, что вопросы регулирования страхования жилья с господдержкой не должны являться предметом регулирования иного федерального закона, не регулирующего законодательные основы организации страхового дела в Российской Федерации.

Центробанк считает, что проект Минфина «не создает нового работоспособного механизма страховой защиты», а его нормы заимствованы из регио­нальных нормативных актов, например, разработанных для страхования жилья в Москве. Министерство финансов, впрочем, считает, что второй пункт является плюсом, а не минусом, и отмечает, что де-факто законопроект и направлен на распространение мос­ковской практики страхования жилья на всю страну.

Законопроект о добровольном страховании жилья, представленный Минфином прошедшей зимой, предусматривает заключение договоров страхования по рискам, связанным с чрезвычайными ситуациями (ЧС). Владельцы незастрахованного жилья, согласно концепции министерства, при наступлении ЧС будут получать помощь от государства в уменьшенном объеме по сравнению со страхователями этих имущественных рисков, а предоставленное им взамен жилье будет запрещено продавать, дарить или передавать по наследству. Предполагается, что такой подход простимулирует граждан на заключение договоров страхования жилья.ЦБ и Минфин попробуют утряс­ти все разногласия по данному вопросу в ближайшие дни на специальном согласительном совещании. Правительство поторапливает оба ведомства: близится лето, все чаще становящееся в России сезоном катастроф.