«Зеленый коридор» соединит экономики России, Казахстана и Китая

| статьи | печать

В Москве подписан договор о лизинговом финансировании строительства объектов недвижимости транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Тем самым Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) приступила к реализации пилотного проекта в рамках Инвестиционной декларации, принятой советом директоров компании в мае 2013 г. Проектом намечено участие ГТЛК в финансировании создания транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» в Челябинской области, который будет обслуживать грузооборот транспортного коридора между РФ и КНР. Эксперты расценивают это как начало переориентации России с запада на восток.

В рамках реализации проекта ГТЛК выступает не только как лизинговая компания, но и как стратегический партнер и генеральный инвестор, финансирующий проект через механизм лизинга.

Общая стоимость финансирования проекта ТЛК «Южноуральский» составит 6,8 млрд руб. Из них 1,7 млрд руб. — лизинг техники и оборудования, необходимых для функционирования комплекса, а более 5 млрд руб. — строительство складского комплекса, центра энерго­обеспечения, газопровода, офисных помещений, таможенного пункта, терминальной площадки для перегрузки контейнеров общим грузооборотом 2,5 млн т в год, автодорожных примыканий к федеральной трассе М-36, а также реконструкция железнодорожной станции «Формачево». В сутки комплекс будет обрабатывать более 400 контейнеров. Запуск работы ТЛК запланирован на апрель 2015 г.

«Комплекс имеет стратегичес­ки важное значение для Челябинской области и Российской Федерации в целом, — отмечает генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин. — Это эффективный объект транспортной инфраструктуры для международного коридора между цент­ральной частью нашей страны и Китаем. В рамках проекта планируется использовать самое современное оборудование и новейшие технологии в области транспортной и складской логистики. Кроме того, проект позволит создать более 2000 рабочих мест в регионе, что является существенной цифрой для Челябинской области».

В июне в Челябинскую область приедет солидная делегация чиновников и бизнесменов из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР, Китай). Ожидаются соглашения о создании сельскохозяйствнных предприятий, строительстве перерабатывающих заводов, которые будут производить пищевую продукцию из местного сырья.

Китайский вектор

Результатом украинских событий стала активизация усилий по развитию сотрудничества с Китаем, по переориентации с западного на восточное направление в экономике. Ежедневно поступают сообщения по этому поводу. К примеру, 6 мая премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился о подписании протокола к соглашению между правительствами России и Китая о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств. До­кумент подготовлен Минсельхозом России и размещен на сайте кабмина. В связи с тем, что в последнее время существенно активизировалось российско-китайское взаи­модействие в области сельского хозяйства, на состоявшемся 18 октября 2013 г. в Сиане (КНР) очередном заседании комиссии было принято решение о создании в ее рамках подкомиссии по сельскому хозяйству. Днем ранее в прессу просочилась информация о том, что к строительству транспортного коридора через Керченский пролив стоимостью 1,2—3 млрд долл. могут быть привлечены китайская строительная госкомпания и китайский же частный инвестиционный фонд. Китайские банки готовы приютить российских вкладчиков, обиженных западными санкциями. В общем, все идет по сценарию, описанному журналом Foreign Policy еще до референдума в Крыму: обострение ситуации на полуострове будет способствовать сближению России с Китаем «с очевидными выгодами для последнего».

Казахский уклон

С точки зрения губернатора Челябинской области Михаи­ла Юревича, на Южном Урале сложился достаточно крупный пул предприятий, которые активно работают в Казахстане. Прежде всего это металлургические предприятия во главе с Магнитогорским комбинатом. Продукцию машиностроения в Казахстан поставляют около 20 предприятий. Здесь большой простор для взаимодействия, в том числе для промышленной кооперации. Например, в текущем году на Семипалатинском автосборочном заводе открыто предприятие по контрактной сборке автомобилей «Урал». Планируется собирать порядка 400 автомобилей в год. Такой же сборочно-дилерский центр имеет в Казахстане Челябинский тракторный завод.

«Республика Казахстан, со своей стороны, также наращивает экономическое присутствие в нашем регионе. Рассчитываем, что к концу года цифра по объему инвестиций удвоится. В области работают 88 предприятий, среди учредителей которых — физические и юридические лица Казахстана. Для инвесторов в зоне возведения хаба создан наиболее благоприятный режим сотрудничества. Мы предоставляем свободные промышленные площадки для организации производства, обес­печиваем административное и информационное сопровождение», — подчеркивает областной глава.

Строительство транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» — ключевое звено масштабного международного проекта. Он предусматривает прямой транспортный коридор между Китаем, Казахстаном и Россией, также позволит максимально загрузить транспортные сети Казахстана, увеличить объемы межгосударственных грузоперевозок и сделать более доступными российские товары в рамках Таможенного союза.

Шанхайский проект

Проект был представлен на саммите стран Шанхайской организации сотрудничества летом 2012 г. На сегодняшний день идет реализация первого этапа стоимостью 120 млн евро. Подписано соглашение с Казахскими железными дорогами об организации «зеленого коридора» для контейнерных поездов. В дальнейшем вокруг комплекса появятся промышленные площадки для сборочных предприятий и сервисных компаний.

«Строительство логистического комплекса позволит сделать из Челябинской области крупный терминал для импорта китайской продукции в Россию. Роль Китая в мировой экономике возрастает, и страна стала крупным торговым партнером РФ. Экономическая выгода для Челябинской области также очевидна: строи­тельство комплекса позволит создать не только новые рабочие места, но и крупного налогоплательщика для регионального бюджета. Кроме того, если на территории комплекса будут созданы промышленные предприятия по выпуску бытовой техники, то возрастет доля высокотехнологичной продукции в ВРП», — перечисляет возможные позитивные изменения в экономике Челябинской области старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов.

По мнению директора Агентства инвестиционного развития Челябинской области Владимира Павлова, строительство ТЛК позитивно скажется на имидже региона: «Проект большой, подобный реализуется сейчас в Татарстане и планируется в Екатеринбурге, но южно­уральский отличает то, что строится он под эгидой ШОС. Плюс мы говорим о появлении индустриальной зоны вокруг ТЛК, которую построят к 2016 г., — комментирует эксперт. — И это не просто инвестпроект частной компании, его реализация объединяет три государства — Россию, Казахстан и Китай».

На недавнем собрании акционеров ООО «Ресурс» (собственник объектов недвижимости ТЛК «Южноуральский») и ООО «Лоджик Лэнд» (главный инвестор проекта) общее руководство проектом было поручено Дмитрию Зайцеву, занимавшему до этого должность первого заместителя руководителя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Там же был утвержден генеральный подрядчик строительства ТЛК «Южноуральский» — им стала компания ОАО «Энекс», которая завершает строительство Южноуральской ГРЭС-2, где также выступала генподрядчиком.

к сведению

Проектом ТЛК «Южноуральский» предусмотрены: зона логистическо­емких производств общей площадью 64 га; зона современных распределительных складов класса А общей площадью до 400 000 кв. м; пункт таможенного оформления грузов со складом временного хранения площадью 21 000 кв. м; современный железнодорожный контейнерный терминал для обработки блочных поездов площадью 41 га. К моменту запуска контейнерный терминал сможет обеспечить одновременное хранение до 4000 контейнеров, прием 400 контейнеров в сутки, обработку 400 порожних контейнеров в сутки. К 2019 г. эти показатели планируется увеличить более чем в два раза, что позволит обеспечить хранение 10 000 контейнеров в сутки, обработку 800 контейнеров в сутки и обработку 800 порожних контейнеров в сутки. Обеспечивать вывоз контейнеров будут до 2000 единиц большегрузного автотранспорта.

к сведению

По оценкам МВФ с 2011 по 2014 г. ВВП Китая должен вырасти на 24%, а США — на 7,6%. Соответственно уже в этом году США могут уступить Китаю статус крупнейшей экономики мира (если рассчитывать ВВП по паритету покупательной способности — по реальной стоимости жизни). Хотя номинальный ВВП Китая меньше американского: 8,2 трлн долл. против 16,2 трлн долл. в 2012 г. В 2013 г. по данным Росстата доля Китая в российском экспорте составила 6,8% (70% — топливо и нефть), в импорте — 16,7%. Доля России в китайском импорте нефти — 9% в 2013 г.