Оптовики готовятся к худшим дням

| статьи | печать

Состояние в I квартале делового климата в оптовом звене российской торговли указывает на продолжение охлаждения конъюнктуры и ухудшение основных результатов финансово-экономической деятельности. Эксперты НИУ ВШЭ не рассчитывают на кардинальный перелом тенденций в опте в последующие кварталы.

Анализ Центра конъюнк­турных исследований Инс­титута статистичес­ких исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», приведенный на базе результатов опроса Росстатом около 3000 руководителей торговых организаций, выявил движение основного результирующего индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) — в диапазон одних из самых низких значений за последние четыре года проведения обследований. По итогам I квартала 2014 г. ИПУ составил +4% против +7% в январе — марте 2013 г.

Учитывая невыразительные ожидания предпринимателей относительно краткосрочных перспектив изменения портфеля заказов и принимая во внимание развитие ситуации в час­ти основных количественных и качественных показателей российской экономики и потребительского сегмента в частности, рассчитывать на кардинальный перелом тенденций в последующие кварталы не следует. К такому мнению пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований.

Директор Центра Георгий Остапкович считает, что I квартал 2014 г. стал очередным наиболее сложным периодом, в котором пришлось работать оптовикам за последние несколько лет. На фоне неопределенности относительно текущих и будущих событийных сценариев геополитического и социо-экономического характера наблюдаемое ослабление динамики делового климата в оптовом секторе закономерно для сегодняшнего дня.

Тем не менее вся сложность ситуации в том, что в контексте текущего момента, полученный по итогам I квартала ИПУ, несмотря на сохраняющиеся положительные темпы роста, достиг критического диапазона. Последующая негативная коррекция индекса даже на 1 п.п. вернет его к исторически низким значениям, зафиксированным в «забытом» 2009 г. И этот «один шаг», полагает Г. Остапкович, вполне возможен уже в 2014 г. в силу следующих внешних и, как следствие, нарастаю­щих внутриорганизационных негативных особенностей:

  • резкой волатильности на финансовых рынках;
  • ослабления национальной валюты;
  • начавшегося инфляционного ралли;
  • стагнирования российских предприятий реального сектора экономики;
  • снижающихся реальных располагаемых доходов конечных потребителей оптовой торговли — населения;
  • распространяющегося сжатия спроса в оптовых фирмах на товары социального назначения;
  • повсеместного сужения ассортимента в оптовых фирмах;
  • ослабленной текущей и ожидае­мой динамики рекрутинговых процессов;
  • наконец, сниженных деловых настроений респондентов и нарастающих тревожных ожиданий в связи с неопределенностью на товарных рынках.

При этом эксперта больше всего настораживает тот момент, что зафиксированные тенденции приходятся именно на начало года — как показывает практика конъюнктурных обследований, предприниматели в этом периоде обычно полны планов и оптимизма относительно весенне-летней активации рынков. Приведенный набор фактов свидетельствует, что оптовики, импровизируя «здесь и сейчас», активно готовятся к худшим дням, считает глава ЦКИ. В связи с этим его настораживает непредсказуемость конъюнктурных моментов, которые достаточно быстро меняют контуры стратегичес­кой бизнес-модели сегмента, а следовательно, затрудняют прогнозирование даже на краткосрочную перспективу.

Основной акцент предпринимателей в последующие периоды 2014 г., полагает специалист, будет сосредоточен на много­аспектных компенсационных мерах, содействующих сохранению существующих позиций. Так, поквартально меняющийся профиль ценообразования, обусловленный симптоматикой деловой среды, прямое свидетельство начала затяжного инфляционного заболевания, вирус которого незамедлительно продолжит распространяться уже в ближайшее время. В частности, большинство оптовиков четко обозначили позицию дальнейшего увеличения цен на поставки и во II квартале.

Вместе с тем, призывает руководитель ЦКИ, полностью обвинять предпринимателей в выбранной модели реабилитации бизнеса не следует. Подобная стратегия вызвана объективной ответной реакцией на многоаспектность ценообразующих факторов, среди которых — вступившие в силу в 2014 г. новые акцизы на топливо, сигареты и алкогольную продукцию, рост цен у производителей товаров, а также увеличение цен на импортные товары, доля которых на потребительском рынке составляет более 40%.

По всей вероятности, прогнозирует Г. Остапкович, в ближайшее время (с лагом до трех месяцев), с корректировкой на динамику обменного курса, увеличение оптовых цен продолжится и будет колебаться в диапазоне 10—15%.