Село сохраняет оптимизм вперемежку с недоверием

| статьи | печать

С присущими сельским жителям крестьянской настороженностью и простодушной верой в лучшее восприняла российская глубинка предложение премьер-министра Дмитрия Медведева принять участие в доработке резолюции Съезда депутатов сельских поселений России, прошедшего в начале апреля в Волгограде.

Призыв председателя правительства прозвучал в его выступлении перед 1900 народными избранниками представительного уровня шаговой доступности для избирателей. Срок, отпущенный им для подачи местной инициа­тивы, истек на прошлой неделе. На сайте организатора форума — партии «Единая Россия» пока нет окончательной редакции резолюции съезда. Естественно, нет информации о том, сколько селян воспользовалось возможностью замолвить словечко, какие поступили предложения и какие из них приняты редакционной комиссией.

Редакция «ЭЖ» располагает мнением общественного движения «Федеральный сельсовет». Название этого стихийно сформировавшегося несколько лет назад объединения неравнодушных крестьян не имеет ничего общего с былой в советские времена формой местной власти — сельсоветом. Собственно, и на съезде сельских депутатов меньше всего говорили о проблемах и перспективах местной власти — премьер представил форуму правительственное видение развития агропромышленного комплекса страны.

Создатели «Федерального сельсовета» задумали свой общефедеральный совет как площадку для выработки и принятия мер по реализации Доктрины продовольственной безопасности страны, для обсуждения реальных путей развития сельскохозяйственного производства. Заявленное как общественное движение народов российской земли объединение фермеров и крестьянских хозяйств не доросло до общенационального масштаба, но в течение прошлого года по его инициативе в 23 российских регионах прошли сходы и собрания, на которых принято обращение к крестьянам страны «Спасти российское село». В нем, в частности, выражено недоумение по поводу прошлогоднего постановления правительства о признании 63 российских регионов из 83 субъектов РФ непригодными для ведения сельского хозяйства. Также непонимание вызвало намерение отдельных федеральных министерств согласно проекту Концепции долгосрочного стратегического развития РФ сфокусировать внимание и усилия на формировании двух десятков мегаполисов. Выходит, жители гигантских городов будут осваивать природные ресурсы и заниматься сельским хозяйством по вахтовому методу, заключили авторы воззвания и по-крестьянски обстоятельно, коротко изложили суть своей позиции на Московском экономическом форуме, прошедшем в марте на дискуссионных площадках Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В стенах вуза «ЭЖ» стала обладательницей развернутого документа «Федерального сельсовета». Приводим его с некоторыми сокращениями.

Первое. Кредитование сельскохозяйственного производства должно иметь минимально возможную процентную ставку. К примеру, ставка ЦБ плюс 2% банковской маржи. Условия кредитования должны быть одинаковыми для всех, простыми и доступными для крестьян.

Второе. Справедливое и равное отношение государства как к мегакомплексам, так и к семейным фермам, имеющим 30—60 коров или 100—150 овец. Практика показала, что агрокомплексы в большинстве своем финансово малоэффективны и совершенно не тратятся на развитие сельских ­территорий.

Третье. Наложить мораторий на банкротство сельхозтоваропроизводителей и иных производств в сельской местности на время выполнения Доктрины продовольственной безопасности страны.

Четвертое. Установить федеральные субсидии на приобретаемую технику для сельского хозяйства на уровне 40% от ее рыночной цены и выплачивать субсидию по факту приобретения техники и оборудования непосредственно крестьянам.

Пятое. Дефицит специалис­тов — удавка для сельскохозяйственного производства. Не исключено, что в ближайшие пять лет на селе не останется механизаторов и агрономов, зоотехников и механиков, инженеров и ветврачей. Местной власти эта проблема не по плечу. Это — дело государственного значения и уровня.

Шестое — минеральные удоб­рения. Монопольные производители удобрений кратно завышают цены на продукцию. Пример: по отчетам завода, тонна селитры стоит 5300 руб., а покупатель платит 11 500—14 900 руб. Нужен жесткий конт­роль со стороны государства над ценовой политикой. Этого требует земля — нужно довес­ти использование удоб­рений с нынешних 20 кг действующего вещества на гектар пашни до 60 кг. Цена вопроса: прибавка урожая на 30% плюс суммарная экономия растение­водов в размере 12 млрд руб.

Седьмое — горюче-смазоч­ные материалы. Убрать с цены ГСМ дорожные акцизы и налоги для тракторов и комбайнов. Это позволит сохранить оборотные средства примерно на 30 млрд руб.

Восьмое — электроэнергия. Установить предельную стоимость электричества для сельских товаропроизводителей и иных производств в сельской местности в 2 руб. за 1 кВт. Сейчас крестьяне платят в зависимости от региона 5—7 руб./кВт, а промышленность — 2—3 руб./кВт. Эта мера поможет развитию животноводства и кормо­производства.

Девятое. Ускорить газификацию сельских территорий. В настоящее время половина сельских населенных пунк­тов не имеет газа. Там, куда вес­ти газопровод нецелесообразно, ввести эквивалентную цену электрической энергии: 1 куб. м газа = 9,5 кВт/ч электричества. Таким образом, в деревнях без газа элект­ричество будет стоить 70—80 коп./кВт.

«Позиция „Федерального сельсовета“ — плод коллективного разума тех, кто хочет и может работать там, где он родился», — говорит сопредседатель общественного движения, руководитель крестьянского хозяйства из села Галкинское Свердловской области Василий Мельниченко. По его словам, достичь обозначенных целей можно всем миром — усилиями президента и крестьянства, крупного бизнеса и малого предпринимательства, государственной власти и местного самоуправления. Ведь каждая сельская территория несет нравственный код нации.

Почти 30 млн сельских жителей России заслуживают достойной жизни на сельских территориях третьего тысячелетия. Они способны быть самодостаточными во всех сферах жизнедеятельности — трудовой, культурной, духовной, убежден В. Мельниченко.

Между тем суммарная кредитная задолженность аграрного сектора, как сказал глава российского правительства в Волгограде, составляет 18,4 млрд руб. По разным экспертным оценкам, главным образом, это долги мощных холдингов, которым достаются 70—80% субсидий и дотаций Минсельхоза России. На начало года просроченная кредиторская задолженность компаний «Мираторг», «Сибагрогрупп», Valihop, «Русагро», «Белагрокорм» оценивалась от 18 млрд до 100 млрд руб. Не исключено, что обещанное Д. Медведевым погашение задолженности опять же коснется холдингов. Ведь трудно отыскать фермерское или крестьянское хозяйство, годами накапливающее кредиторскую задолженность. Для них закон рынка суров: просрочил выплату — банкрот, со всеми вытекающими последствиями. Внес неполную сумму выплаты — кандидат в банкроты. Готовь заложенную недвижимость.

В проекте резолюции Съезда депутатов сельских поселений России Правительству РФ рекомендовано:

■ обеспечить выделение средств на субсидирование час­ти процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями до 1 января 2013 г. в российских кредитных организациях, и займам, полученным в эти же сроки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, а также рассмотреть возможность субсидирования инвестиционных кредитов, полученных в 2013—2014 гг.;

■ разработать специальные экономические меры сдерживания роста размера кредитных ставок банковских учреждений при кредитовании предприятий агропромышленного ­комплекса;

■ совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ разработать мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий, имеющих существенную просроченную задолженность по банковским кредитам.

На недавнем селекторном совещании по итогам Съезда депутатов сельских поселений России министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров сообщил, что в прошлом году на поддержку аграрного сектора было выделено 198 млрд руб. На 2014 г. в федеральном бюджете заложено 170 млрд руб. Три года назад было 121 млрд руб. Согласно экспертным оценкам, чтобы выполнить пороговые значения Доктрины продовольственной безопаснос­ти страны, надо каждый год вкладывать в сельскохозяйственное производство и переработку сельскохозяйственной продукции не менее 700 млрд руб.

Средства государственной поддержки должны доставаться всем сельхозтоваропроизводителям, а не только крупным товаропроизводителям, считает глава уральского крестьянского хозяйства. А замес­тителя председателя Государственной думы РФ Сергея Железняка беспокоит, что объем освоения выделенных средств составляет только 30% предоставленных ассигнований. «Это мина, заложенная на следующий год. Надо работать активнее», — заявил он на постсъездовском селекторном совещании.

Общественное движение российского крестьянства считает, что при протекционистской политике государства по отношению к отечественным сельхозтоваропроизводителям без оглядки на ВТО аграрный сектор российской экономики способен полноценно кормить страну натуральными продуктами питания.

Потенциал сельского хозяйства России к 2020 г. при протекционистской политике государства ко всем формам хозяйствования на селе

Производство

Экспорт

Продукция

Показатель

Продукция

Показатель

Производство молока

50 млн т

Растительное масло

1,2 млн т

Производство сахара

6 млн т

Сахар

1,5 млн т

Производство мяса

10 млн т

Мясо

1 млн т

Сбор зерна

145—150 млн т

Зерно

30 млн т



Картофель

4 млн т

ИСТОЧНИК: экспертная оценка по запросу общественного движения «Федеральный сельсовет»