Организация отсутствует по юридическому адресу: сложности с налоговым администрированием

| статьи | печать

Юридический адрес может отличаться от фактического местонахождения компании, где непосредственно ведется деятельность. В прошлом номере журнала мы рассказали о том, какие правовые последствия могут возникнуть при несовпадении названных адресов. В частности, это может быть конфликт с обслуживающим банком, неполучение юридически значимых сообщений, принудительная ликвидация. Теперь речь пойдет о возможных сложностях с налоговым администрированием.

Место нахождения юридического лица для целей налоговых правоотношений определяется так же, как и в гражданском праве.

Налоговый кодекс РФ не содержит своего определения термина «место нахождения организации». Поэтому действует правило п. 1 ст. 11 Кодекса: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Взаимодействие налогоплательщика и налоговиков в рамках налогового администрирования

Учету организаций и физических лиц в налоговых органах посвящена ст. 83 Налогового кодекса РФ. Она предусматривает, что в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

С учетом этих условий важны требования Налогового кодекса РФ, касающиеся порядка взаимодействия организации и налогового органа в рамках налогового администрирования.

Так, исходя из норм п. 4 ст. 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы (или направлены) налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю:

— непосредственно под расписку:

— по почте заказным письмом;

— в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота.

Только лицам, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом исключительно в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Если же документы направляются по почте налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству), названные документы могут быть направлены только по адресу места нахождения организации (месту нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ). Использование любого другого адреса противоречило бы положениям Налогового кодекса РФ.

Внимание!
В ситуации, когда налоговый орган направляет налогоплательщику документ по почте заказным письмом, датой его получения считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

В ряде случаев документ сразу может быть направлен по почте, без попытки вручить его лично налогоплательщику или его представителю. Таков порядок в отношении налоговых уведомлений (п. 4 ст. 52 НК РФ), требований об уплате налога (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Представление и получение документов в ходе проверки

Требование о представлении документов в ходе налоговой проверки должно быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку, только если инспектор, проводящий проверку, находится на территории налогоплательщика. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте (п. 1 ст. 93 НК РФ).

В то же время справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, которую проверяющий в последний день проверки обязан составить и вручить налогоплательщику или его представителю, необходимо передавать лично под роспись. Только если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Составленный по результатам проверки акт в течение пяти рабочих дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Аналогичные правила п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ устанавливает в отношении решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Пункт 8 и 12 ст. 105.17 НК РФ определяют такой же подход к вручению справки и акта по результатам проверки ФНС России полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Документооборот при иных мероприятиях налогового контроля

Если нарушения, совершенные налогоплательщиком, выявлены в ходе иных мероприятий налогового контроля, должностным лицом налогового органа в течение десяти дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если виновник уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте, и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (п. 1, 4 ст. 101.4 НК РФ).

Важность процедуры вручения документа

Сама по себе процедура вручения того или иного документа очень важна. Ее нарушение может привести к отмене вынесенного налоговым органом решения. В качестве примеров можно привести постановления ФАС Московского округа от 07.08.2013 по делу № А40-95693/12-90-491, от 11.09.2012 по делу № А40-122546/11-116-328, Северо-Западного округа от 23.05.2012 по делу № А52-2540/2011, от 31.05.2012 по делу № А52-1840/2011, от 02.02.2012 по делу № А66-6/2011, Центрального округа от 25.10.2013 по делу № А09-674/2013, Уральского округа от 09.11.2011 № Ф09-7185/11 по делу № А76-3222/2011 и др.). Однако в случаях, когда инспекция направляет налогоплательщику документ письмом, это письмо всегда направляется по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Не может не пугать и то, что письмо считается полученным на шестой рабочий день считая с даты отправки. Ведь почта работает не идеально. Без сомнений, налогоплательщик может безвинно пострадать от применения таких правил, если, к примеру, он поздно получит акт и не успеет представить по нему возражения в установленный срок. Привести свои доводы налогоплательщик сможет только при рассмот­рении материалов проверки.

Тем не менее оштрафовать налогоплательщика за то, что он вовремя не выполнил требования налогового органа (например, о предоставлении документов), не получив по вине почты такое требование в указанный срок, налоговая инспекция не может. Это объясняется тем, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения исключает его привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ).

К чему готовиться, если компании нет по юридическому адресу

В то же время, если сообщение от налогового органа не получено потому, что связь с организацией по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует, сослаться на невиновность не получится.

К каким последствиям это может привести?

Скорее всего, инспекции будет не под силу доказать, какое именно количество документов не предоставил налогоплательщик по требованию налогового органа. Поэтому штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ) не может быть наложен (см. постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07, ФАС Московского округа от 24.07.2009 № КА-А40/6844-09, от 17.07.2009 № КА-А41/6489-09, от 12.02.2004 № КА-А40/453-04, Уральского округа от 26.02.2010 № Ф09-891/10-С2, Дальневосточного округа от 03.02.2010 № Ф03-126/2010, Поволжского округа от 13.09.2011 № А72-8303/2010, от 09.06.2009 № А55-13349/2008, Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 № А27-12833/2011, от 05.01.2004 № Ф04/44-1336/А70-2003, от 20.04.2006 № Ф04-2293/2006(21702-А27-29) и др.).

В то же время тот факт, что корреспонденция не дошла до налогоплательщика по юридическому адресу, не сможет указать на то, что его не проинформировали, например, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, и инспекция будет вправе вынести решение заочно (п. 2, подп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Кроме того, в случае непредставления налоговому органу в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов (в том числе по причине неполучения направленного по почте требования о предоставлении документов из-за отсутствия связи с налогоплательщиком по адресу госрегистрации) сработает норма подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Она дает право инспекции определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Расчетным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.

Бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего. Ведь именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Также важно, что ФНС России письмом от 08.08.2013 № АС-4-2/14488 сообщила свою позицию относительно правомерности направления поручения об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемой организации, в налоговый орган по месту учета ее обособленного подразделения.

Ссылаясь на п. 3 ст. 93.1 и п. 1 ст. 83 НК РФ, налоговики в письме разъясняют, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Таким образом, налоговый орган вправе направить документ, который используется при реализации им своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по любому месту учета лица налоговым органом. В том числе в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения организации.

Предполагаемое место нахождения истребуемого документа налоговый орган определяет, исходя из имеющейся информации о сделке или операции, которая оформлена этим документом, иных имеющихся сведений.

В случае если обособленное подразделение организации не располагает истребуемым документом, полученное им требование о представлении документов (информации) может быть передано на исполнение в другое обособленное подразделение организации. Ответственной за исполнение требования налогового органа является организация в целом, обстоятельства, связанные с внутренними процедурами документооборота в организации, во внимание не принимаются. В заключение письма делается вывод: отказ в представлении документа на указанном основании будет являться неправомерным.

Черный список

Не секрет, что уже много лет налоговые органы оказывают серьезное давление на налогоплательщиков, зачастую неправомерно отказывая им в получении налоговой выгоды на том основании, что их контрагенты по сделкам представляются налоговым органам неблагонадежными. Зная о такой ситуации и стараясь подстраховаться, налогоплательщики запрашивают дополнительные данные, позволяющие удостовериться в добросовестности партнеров, как у них самих, так и в налоговых органах.

На сайте ФНС России существует онлайн-сервис «Проверь себя и контрагента» (http://egrul.nalog.ru; https://service.nalog.ru/baddr.do).

Он представляет заинтересованным лицам получить доступ, в частности, к информации:

— о юрлицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;

— об адресах, указанных при госрегистрации в качестве места нахождения несколькими юрлицами;

— о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке;

— о юрлицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует.

Как видим, факт невозможности установить связь с налогоплательщиком по юридическому адресу считается достаточным основанием для включения в черный список. Это может негативно сказаться на желании потенциальных партнеров сотрудничать с таким контрагентом.