Оферта + акцепт = договор? Правовые нюансы и налоговые последствия

| статьи | печать

Как правило, партнеры для подтверждения заключения между собой сделки оформляют единый гражданско-правовой договор. Подписание сторонами единого договора, во-первых, позволяет согласовать все важные для сторон вопросы, что помогает избегать возможных споров, и, во-вторых, избавляет от претензий со стороны налоговых органов. Дело в том, что налоговые признают наличие единого догово­ра, подписанного сторонами, обязательным условием для включения осуществленных покупателем затрат в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Между тем практика заключения договоров посредством выставления оферты и ее акцепта имеет довольно широкое применение.

Порядок направления оферты и ее принятия посредством акцепта довольно подробно описан в ГК РФ. Поэтому мы остановимся на спорных вопросах, возникающих в ситуациях, когда стороны заключают договоры посредством направления оферты и ее последующего акцепта.

Итак, офертой признается адресованное одному или не­с­кольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ).

Гражданское законодательство различает два основных вида оферты: публичная и непубличная. Публичная оферта — это содержащее все существенные условия догово­ра предложение, из которого усмат­ривается воля лица, делаю­щего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Непубличная оферта адресуется конкретному лицу. К непуб­личным офертам можно отнес­ти письма, проекты договоров, счета и т.п., направленные конкретным лицам. Публичная оферта — это, например, предложения интернет-магазинов; реклама, в которой прямо указано, что она является офертой; счет на оплату подписки периодических изданий, опубликованный в СМИ, и т.п.

Приглашение делать оферты — не оферта

Помимо интернет-магазинов, которые предлагают приобрес­ти товары на их сайте, в Интернете можно найти много предложений организаций, предоставляющих услуги или выполняющих работы. Проблема заключается в следующем. Такие предложения также сопровождаются опубликованием цены на соответствующие услуги или работы. Эта информация воспринимается многими потенциальными заказчиками как оферта, и они ожидают получить услуги именно по ценам, опубликованным на сайте исполнителя.

Однако между предложением интернет-магазина и предложениями организаций, оказываю­щими услуги или выполняю­щими работы, существует принципиальная разница. Предложение интернет-магазина чаще всего является публичной офертой, поскольку оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. В силу ст. 454, 455 ГК РФ существенным условием договора купли-продажи является условие о предмете (товаре), при этом предмет договора считается согласованным, если договор позволяет определить количество и наименование товара (постановление ФАС Цент­рального округа от 18.01.2012 по делу № А35-3293/2011).

Информация, размещенная на сайте исполнителя работ (услуг) офертой не признается. Для того чтобы предложение можно было расценивать как оферту, необходимо, чтобы это предложение содержало все существенные условия договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Возьмем для примера договор­ оказания услуг по перевозке грузов (см. также «ЭЖ», 2014, № 09, с. 11). Существенным условием договора перевозки груза является предмет договора. При этом соглашение о предмете перевозки считается достигнутым, если согласованы условия о виде груза, его весе, объеме и условиях перевозки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2008 по делу № А11-5594/2006-К1-2/250). К существенным условиям договора перевозки груза также могут относиться срок доставки груза, пункт отправления и назначения перевозки, срок и порядок предоставления и использования транспорта (постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.01.2013 № Ф03-6241/2012).

К существенным условиям, например, договора возмездного оказания услуг относится предмет — вид (перечень) услуг, те конкретные действия, которые в силу ст. 780 ГК РФ исполнитель должен совершить для заказчика (постановление ФАС Московского округа от 09.04.2013 по делу № А40-69123/12-156-645). Очень часто информация, относящаяся к существенным условиям того или иного договора, не может быть прописана на сайте организации-исполнителя. А реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Поэтому в большинстве случаев информация, размещаемая на сайтах организаций, оказывающих услуги, имеет статус рекламы.

Нет акцепта — нет договора

Статьей 154 ГК РФ предусмот­рено, что для заключения до­говора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка). Поэтому для заключения договора недостаточно направления оферты, поскольку в оферте выражается волеизъявление только оферента. Договор признается заключенным только после того, как сторона, получившая оферту, акцептует ее (п. 1 ст. 433 ГК РФ).

Акцептом являются конкретные действия контрагента, указанные в оферте. ГК РФ установлено, что главными условиями акцепта должны быть его полнота и безоговорочность. Молчание или неоплата, соответственно, не могут быть признаны акцептом. Бездействие также не является акцептом оферты. Например, если контрагент не направил оференту отказ от подписания дополнительного договора, такое бездействие не признается согласием на внесение изменений в текст договора (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2013 по делу № ­А56-49739/2012).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не указано в оферте. Допустим, оплата выставленного счета является акцептом.

С момента получения оферентом акцепта гражданское законодательство связывает момент­ заключения договора (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Именно поэтому акцепт необходимо отличать от новой оферты. Возьмем для примера такую ситуацию. Оферент (исполнитель) направил контрагенту проект договора. Контрагента в целом до­говор устроил, однако с отдельными его положениями он не согласился и направил в адрес оферента проект разногласий к договору. Оферент протокол разногласий не подписал и приступил к оказанию услуг без подписания договора. Возник вопрос о том, какие действия признаются акцептом. Суд решил, что контр­агент, получив оферту, не акцептовал ее, а направил оференту протокол разногласий, который признается новой офертой. Первоначальный оферент, не подписав протокол разногласий, приступил к исполнению договора, следовательно, своими действиями он акцептовал новую оферту (протокол разногласий). Таким образом, именно исполнитель своими фактичес­кими действиями по оказанию услуг в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ акцептовал заключение договора на условиях, предложенных контрагентом в протоколе разногласий (постановление ФАС Московского округа от 04.07.2012 по делу № А40-87455/10-52-746).

В оферте может отсутствовать срок для совершения акцепта

Когда в оферте указан срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом в пределах указанного в ней срока (ст. 440 ГК РФ). Если в тексте оферты не указаны сроки ее принятия, то она считается принятой, если акцепт получен оферентом до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами. Если данный срок не установлен, то в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 441 ГК РФ).

Но какой период времени признается нормальным? Так, например, акцепт спустя семь месяцев после получения оферты ФАС Московского округа не признал совершенным в течение нормально необходимого времени, соответственно, до­говор не был признан заключенным (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КГ-А40/1496-08-П).

На практике при отсутствии срока на акцепт в самой оферте стороны руководствуются положениями ст. 11 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой реклама, признанная офертой, имеет силу в течение двух месяцев со дня ее распространения, если, конечно, в ней не указан другой срок. Таким образом, при отсутствии указания срока на акцепт в оферте следует ориентироваться на двухмесячный срок.

Если счет оплачен не вовремя, акцепт ли это?

Мы уже говорили о том, что выставленный к оплате счет за товар признается офертой, а его оплата акцептом. Очень часто счет на оплату содержит условие о том, что этот счет действителен в течение определенного времени. Является ли этот срок сроком для совершения акцепта и можно ли признать договор незаключенным при оплате счета в более поздний срок?

Возьмем для примера такую ситуацию: поставщик выставил счет от 1 февраля 2014 г. на оплату товара, в счете было указано, что он действителен в течение пяти банковских дней. Покупатель оплатил счет 11 марта 2014 г., но впоследствии решил вернуть уплаченную сумму, ссылаясь на то, что на момент оплаты счет уже являлся недействительным, потому договор нельзя признать заключенным, а уплаченная сумма является необоснованным обогащением поставщика.

ФАС Московского округа в такой ситуации пришел к выводу, что указание в счете на то, что счет действителен в течение пяти банковских дней, является указанием на срок, в течение которого покупатель должен перечислить денежные средства в счет оплаты за товар на расчетный счет продавца. Иными словами, счет не содержит срока для дачи акцепта. И оплату счета в течение полутора месяцев можно признать акцептом, совершенным в течение нормально необходимого на это времени (постановление ФАС Московского округа от 10.04.2013 по делу № А40-98522/12-21-931).

Отсутствие единого договора — повод для спора с налоговыми органами

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ), и, несмотря на отсутствие единого договора, между сторонами возникают гражданско-правовые отношения. Так, при получении счета (оферты) и акцепте его путем оплаты можно говорить о том, что договор между сторонами заключен. Более того, в этом случае письменная форма договора считается соблюденной (п. 3 ст. 434 ГК РФ, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Направив оферту и получив акцепт, стороны тем самым заключают между собой договор в письменной форме. Между тем единый документ, подписанный обеими сторонами, отсутствует. Это может повлечь споры с налоговым органом по вопросу обоснованности включения в состав расходов в целях налогообложения прибыли затрат, произведенных покупателем по договору. Налоговая инспекция может не признать произведенные затраты расходами.

Объясняют свою позицию налоговые органы тем, что при отсутствии договора в форме единого письменного документа затраты не признаются обос­нованными и документально подтвержденными. Как следствие, налоговые органы могут доначислить налог, пени и привлечь покупателя к налоговой ответственности. В такой ситуации ему придется отстаивать свои права в судебном порядке. Суды, кстати, нередко встают на сторону налогоплательщиков. Так, например, ФАС Московского округа указал, что наличие договора между сторонами подтверждается счетом, выставленным контрагентом за оказанные услуги, и соответствующим платежным поручением общества. Возможность заключения договора путем направления оферты и получения соответствующего акцепта, то есть без составления единого документа, прямо предусмотрена ст. 432, 435 и 438 ГК РФ. Соответственно, налогоплательщик вправе включить произведенные затраты в состав расходов при исчислении налога на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 04.04.2011 № КА-А40/2332-11-П). Аналогичный вывод содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2011 по делу № А05-11805/2010, Мос­ковского округа от 22.04.2010 № КА-А40/3571-10.