После февральского успеха возможен относительно благоприятный сценарий

| статьи | печать

Ключевые макроэкономические показатели — промышленное производство, инвес­тиции, розничный товарооборот — в феврале нынешнего года продемонстрировали после долгих месяцев «пробуксовки» весьма приличный рост. Экономисты надеются на относительно благоприятный сценарий развития промышленности.

Экспертов особенно порадовали февральские данные о строительстве и инвес­тициях. «Хотя в феврале падение относительно прошлого года сохранилось (–3,5% по инвестициям и –2,4% в строительстве), рост к январю (на 3,7 и 3,1% соответственно, сезонность устранена) позволяет не использовать слово „катастрофическая“ для характеристики текущей ситуации в области инвестиций», — комментирует появившийся позитив в сфере капвложений аналитик Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов.

Существенно улучшилась динамика потребления населения. Так, если за декабрь и январь розничный товарооборот вырос в сумме на 0,2%, то за февраль прирост составил уже 0,7%. Правда, параллельно с этим потребление услуг сократилось на 0,2%, что продлило период стагнации в сфере услуг.

Промышленность прервала череду падений и выросла на 0,7%.

«Вот только жаль, что радоваться такой статистике людям, видевшим март с его санкциями, ростом процентных ставок и курса доллара, падением фондовых индексов, смысла мало, — считает Н. Кондрашов. — Политические пертурбации свели на нет все завоевания (вернее, наметки таковых) на поприще улучшения привлекательности России для зарубежных и отечественных инвесторов».

Скромный, но позитивный вариант

Сегодня, не зная полный набор и уровень возможных экономических санкций, прогнозировать конкретные значения темпов роста промышленности весьма проблематично. Вместе с тем, по мнению директора Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) «Вышки» Георгия Остапковича, можно предположить на ближайшие год-полтора возможность реализации трех сценариев.

Относительно благоприятный сценарий заключается в сле­дующем. С одной стороны, Европа и США ограничиваются визовыми санкциями. Международные рейтинговые агентства понижают суверенный рейтинг России, что ставит под ценовой удар крупных корпоративных заемщиков. Соответственно, растет цена заимствования внутри страны. Усиливается интенсивность вывода капитала, в результате уменьшаются возможности предприятий по привлечению длинных инвестиционных средств.

Продолжается снижение курса национальной валюты. В результате дорожает импортное оборудование, от которого серь­езно зависит большинство высокотехнологичных видов дея­тельности обрабатывающей промышленности.

Потенциальные иностранные инвесторы начинают проявлять повышенную обеспокоенность по поводу входа на российский рынок с новыми проектами.

С другой стороны, по словам г-на Остапковича, уже в ближайшее время Государственной Думой и экономическими регуляторами страны может быть принят комплекс законодательных и нормативных актов, в значительной степени улучшаю­щих функционирование отрасли в ближайшей перспективе.

Государство может помочь стратегическим и отраслеобра­зующим предприятиям минимизировать свои потери от принятых санкций. Частичная девальвация рубля относительно улучшает позиции российского бюджета и стимулирует экспорт­но ориентированные компании добывающих отраслей.

В результате встречного действия негативных и позитивных факторов, по оценке ученых ЦКИ, при этом сценарии их баланс может обнулиться. Промышленность продолжит свое стагнационное развитие без каких-либо заметных провалов, а в конце текущего года — даже появятся признаки оживления.

Если уровень внутреннего спроса и платежеспособность населения сохранятся, то экономика в целом по итогам года прирастет в пределах 1,3—1,8% за счет секторов, не производящих товары, и частично за счет чистого экспорта. В принципе данная тенденция роста экономики за счет торговли и сферы услуг, включая финансовый сектор, находится в тренде развития постиндустриальных стран.

Невеселое будущее

Плохой сценарий связан со значительным ростом оттока капитала из России и резким сокращением инвестиций в реальный сектор, усилением финансового давления на экономику нашей страны. Предпринимаются активные меры со стороны «отправителей» санкций по решению проблем энергозависимости Европы от России, включая либерализацию экспорта сырья из США, расширение строительства терминалов по преобразованию сжиженного природного газа.

Болезненно и долго осуществ­ляется перенос крена экспорта российских углеводородов в азиатские страны.

Нельзя сбрасывать со счета возможность разрыва экономических отношений с Украиной.

К внутренним проблемам следует также отнести ухудшение ликвидности банков и возникновение предпосылок к банковскому кризису.

Если весь этот комплекс проб­лем сработает одновременно, и главное, будут медленно проводиться крайне необходимые реформы в промышленности, отрасль может уже в ближайшее время перейти из стагнации в фазу рецессии.

Наконец, самый негативный сценарий экспертов ЦКИ преду­сматривает добавление к мерам, описанным в первых двух вариантах, следующих шагов: замораживание счетов госкомпаний, прекращение кредитования российских банков и предприятий со стороны западных кредитных организаций, рекомендации западных правительств своим предпринимателям не вкладывать инвестиции в российскую экономику.

Все перечисленные возможные последствия приведут не просто к отрицательным темпам роста промышленности, но и к разгону инфляции, издержек производства, а также ухудшению ситуации на рынке труда.

«Если оценивать вероятность развития конфликта исходя из сегодняшней ситуации, то можно с осторожностью предположить, что промышленность ждет первый относительно благоприятный сценарий развития, — прогнозирует Г. Остапкович. — При замедлении проведения экономических преобразований, возможно, он дополнится сюжетами из плохого сценария».