Допвзносы в ПФР и аттестация

| статьи | печать

Письмо Пенсионного фонда России от 12.02.2014 № НП-30-26/1707 будет интересно компаниям, у которых есть сотрудники, занятые на вредных условиях труда. Фонд разъяснил особенности начисления с выплат таким работникам страховых взносов по дополнительным тарифам при условии, что в компании была проведена аттестация рабочих мест.

Раз взносы, два взносы

В настоящее время действуют две группы дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР.

Во-первых, с прошлого года организации перечисляют в Пенсионный фонд страховые взносы по дополнительным тарифам с выплат сотрудникам, занятым на «вредных» видах работ, указанных в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ). Это предусмот­рено ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

В 2014 г. эти дополнительные тарифы составляют:

■ в отношении выплат сотрудникам, занятым на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, — 6%;

■ в отношении выплат сотрудникам, занятым на видах работ, указанных в подп. 2—18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, — 4%.

Во-вторых, с 1 января 2014 г. введены в действие дополнительные тарифы взносов в ПФР, зависящие от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда. Эти тарифы закреплены в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. Для опасного класса условий труда предусмотрен тариф 8%, для вредного — от 2 до 7% (в зависимости от подкласса), для оптимального и допустимого — 0%.

По общим правилам вторая группа тарифов применяется взамен первой теми компаниями, которые провели специальную оценку условий труда.

Кроме того, данные тарифы должны применяться также и организациями, которые до 2014 г. провели аттестацию рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ), ч. 4, 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» (далее — Закон № 421-ФЗ)).

Казалось бы, все просто: если не было аттестации — применяем первую группу тарифов, а если была — вторую. Между тем из этого простого правила есть исключение, о котором и рассказал ПФР в комментируемом письме.

Процедуры разные, а понятия одинаковые

Специалисты фонда рассмотрели такую ситуацию. В компании есть сотрудник, занятый на «вредной» работе. По итогам аттестации рабочему месту этого ­сотрудника может быть присвоен 1-й или 2-й класс (оптимальные или допустимые условия труда). Значит ли это, что при расчете допвзносов с выплат данному сотруднику компания вправе применять тариф 0%?

Чтобы ответить на этот вопрос, ПФР сначала обратился к правилам присвое­ния класса условий труда.

С 1 января 2014 г. действует Закон № 426-ФЗ. Он предусматривает, что компании с 2014 г. должны проводить вместо прежней аттестации рабочих мест по условиям труда новую процедуру — специальную оценку условий труда.

По итогам специальной оценки условиям труда каждого работника присваивается класс условий труда. В соответствии с классификацией, предусмотренной ст. 14 Закона № 426-ФЗ, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:

■ оптимальные (1-й класс);

■ допустимые (2-й класс);

■ вредные (3-й класс с разбивкой на четыре подкласса);

■ опасные (4-й класс).

Именно к этой классификации и «привязана» вторая группа допвзносов.

В рамках аттестации рабочим местам сотрудников присваивались аналогичные классы условий труда («Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005):

■ 1-й класс — оптимальные условия труда;

■ 2-й класс — допустимые условия труда;

■ 3-й класс — вредные условия труда, которые условно разделяются на четыре степени вредности: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;

■ 4-й класс — опасные (экстремальные) условия труда.

Тем не менее, если по итогам аттестации для рабочего места сотрудника, занятого во вредных условиях, присвоен 1-й или 2-й класс, это не позволяет компании применять нулевой тариф по допвзносам. И вот почему.

Нулевой тариф — только по итогам спецоценки

Из части 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ следует, что установление по результатам аттестации оптимального и (или) допустимого класса условий труда для рабочих мест по работам, перечисленным в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов занятости сотрудника на вышеуказанных работах, при условии начисления и уплаты страхователем взносов по тарифам, установленным ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, только в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам этой аттестации признаны вредными и (или) опасными.

Получается, что если по результатам аттестации условия труда сотрудника, занятого на «вредных» видах работ, признаны оптимальными и допустимыми, такие результаты не дают компании права применять дополнительные тарифы, установленные в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ (то есть исчислять взносы по тарифу 0%). Вместо этого организация должна руководствоваться ч. 1 или 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, то есть начислять взносы по дополнительному тарифу 6 или 4%, как если бы у нее вообще не была проведена аттестация.

Таким образом, право на применение нулевых тарифов по дополнительным взносам получат те организации, которые проведут у себя новую процедуру — специальную оценку условий труда. Конечно, если по ее результатам для условий труда сотрудников, занятых на «вредной» работе, упомянутой в подп. 1—18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, будет установлен 1-й или 2-й класс условий труда.