Сфера услуг теряет уверенность

| статьи | печать

В IV квартале минувшего года в сфере услуг продолжились негативные тенденции развития, говорится в очередном обзоре Цент­ра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики». Индекс предпринимательской уверенности в этой сфере впервые за период обследования перешел в отрицательную зону. Основные показатели, характеризующие деловой климат в сфере услуг — спрос на услуги, объем бизнеса, занятость, прибыль и конкурентный потенциал — достигли отрицательных значений. Предпринимательские прогнозы на I квартал 2014 г. — самые низкие за два года проведения обследований.

В обзоре использованы результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 5600 организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России, проводимых в ежеквартальном режиме Росстатом.

Замедление активности в сфере услуг в последнем квартале 2013 г. в целом соответствует волнообразному сезонному профилю деятельности многих организаций этого сектора экономики и само по себе не является экстраординарным явлением, отмечают эксперты ЦКИ. Однако, по их мнению, повышенная интенсивность этого процесса, выявленная результатами обследования, не может не вызвать настороженности. Сравнительный анализ мнений предпринимателей в годовом интервале также дает им основания констатировать определенное ухудшение ситуации. Так, в IV квартале 2012 г. сложившиеся балансы изменения оценок большинства основных показателей при сезонно обус­ловленном снижении сохраняли положительные значения и переместились в отрицательную зону только кварталом позже, в период минимальной активности на рынке услуг.

Ярким свидетельством погружения сферы услуг в ситуа­цию, близкую к стагнации, является резкое снижение (на 8 п.п. относительно III квартала) основного результирующего композитного индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), величина которого впервые за все время проведения предпринимательских опросов (два года) достигла отрицательного значения, составив –2%.

Таким образом, заключают эксперты Центра, выявленная понижательная динамика стала следствием не только традиционного зимнего сокращения спроса на услуги, но и в значительной мере — системной стагнации в экономике страны.

Сфера услуг, благополучие которой очень зависит от уровня доходов населения и его готовности тратить средства, реагирует на изменение ситуации в реальном секторе с определенным лагом. Данный сегмент российской экономики, наряду с розничной торговлей, более года сохранял статус одного из основных источников экономического роста, несмот­ря на стагнационное развитие промышленности и строительства. Однако во второй половине 2013 г. замедление роста реальных располагаемых денежных доходов населения на фоне накопления задолженности по взятым в недавнем прошлом кредитам, определенной неуверенности в дальнейшем развитии экономики и, как следствие, попыток минимизировать свои собственные социальные риски привело к смещению потребительских приоритетов в сторону сберегательной модели поведения и отказу от пользования необязательными видами услуг, говорится в обзоре. Сжатие потребительского спроса обусловило, в свою очередь, застой во многих сегментах сферы сервиса, особенно в деятельности, связанной с предоставлением персональных услуг.

Внимание экспертов ЦКИ обращают на себя весьма пессимистичные ожидания респондентов на I квартал 2014 г. Как показывает практика проведения конъюнктурных обследований, предприниматели часто склонны давать завышенные прогнозы, которые крайне редко подтверждаются в дальнейшем. Балансы мнений относительно предполагаемого изменения производственных и финансовых показателей, как правило, имеют положительные значения, что тем не менее отнюдь не гарантирует реального улучшения делового климата. Однако балансы оценок ожидаемого изменения спроса на услуги, объема оказанных услуг и прибыли на I квартал 2014 г. впервые за два года проведения обследований характеризовались отрицательными значениями. Это дает основания экспертам предположить возможность более резкого, чем год назад, ухудшения делового климата в данном секторе экономики в начале текущего года, выходящего за рамки традиционного сезонного спада рыночной конъюнктуры и увеличивающего риск дальнейшего замедления экономического роста в сфере услуг.

Выявленное резкое ухудшение значения ИПУ, даже с учетом негативной сезонной составляющей, позволяет характеризовать деловой климат в сфере услуг как неблагоприятный, говорится в обзоре.

Снижение ИПУ наблюдалось в 12 из 14 обследованных субвидов деятельности сферы услуг, и в девяти из них выявлены отрицательные значения индикатора. Небольшой рост (на 1 п.п.) в зоне положительных значений по сравнению с предыдущим кварталом был отмечен экспертами ЦКИ только в сегментах оказания услуг связи и культурно-развлекательной дея­тельности. При этом во всех без исключения видах услуг ИПУ был ниже, чем в соответствующем периоде предыдущего года.

Динамика оценок изменения основных показателей деятельности организаций сферы услуг, балансы, %


2012

2013

IV кв.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Спрос на услуги организаций

3

–17

2

0

–6

Число заключенных договоров или обслуженных клиентов

2

–16

1

0

–5

Объем оказанных услуг (в стоимостном выражении)

3

–19

3

1

–6

Численность занятых

–7

–4

–4

–7

Цены (тарифы) на услуги

3

1

3

3

–1

Прибыль

–2

–21

–5

–4

–11

Собственная конкурентная позиция

2

–4

–1

–1

–3

Экономическое положение организаций

8

–6

9

8

2

Источник: ЦКИ НИУ ВШЭ