Что даст Армении вступление в Таможенный союз

| статьи | печать

С осени ушедшего года активизировались переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия) и далее — в Единое экономическое пространство. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития оценил возможный экономический эффект для этого закавказского государства от такого интеграционного шага. Интеграция Армении в ТС — ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики, говорится в докладе ЦИИ ЕАБР.

При развитии экономики страны за счет расширения внутреннего спроса Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала, что обеспечит стабильное финансирование торгового счета платежного баланса, отмечают авторы доклада. При выборе экспортно ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:

  • достижение темпов роста ВВП, гарантирующих более высокий уровень жизни и конвергенцию доходов;
  • доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
  • приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭП, так и на внут­ренний рынок;
  • решение проблемы транспортного тупика Армении;
  • решение стратегических задач в энергетике.

Эффект роста ВВП

В процессе интеграции с ТС дополнительный прирост может составить 2% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп рос­та капитала). С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный прирост ВВП может составить 4% через два года (прирост примерно 400 млн долл.).

Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север — Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию еще более увеличат темпы роста ВВП, повысив при этом экономическую безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.

Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн долл. за один год от снижения цен на газ сопоставим с приростом ВВП на 146 млн долл. в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС, считают аналитики ЕАБР.

Транспорт

Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, отмечается в докладе, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран. Реализация проектов по строительству автомобильного коридора «Север — Юг», строительство железной дороги Иран — Армения, открытие железной дороги Армения — Грузия — Россия:

  • создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения;
  • создаст надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;
  • станет фактором, притягиваю­щим Армению и Грузию к ТС;
  • станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.

Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционной «тройки».

Вступление Армении в ТС несет в себе определенные выгоды с точки зрения транспорта не только для Армении, делают вывод эксперты.

Энергетика

Логика развития энергетичес­кой отрасли Армении заключается в попытках достичь двух основных целей: обеспечить энергетическую безопасность страны и увеличить техничес­кие возможности для наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будут не постсоветские страны, а Иран, говорится в исследовании.

Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов:

  • строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MВт;
  • строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 MВт;
  • инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MВт на Ереванской ТЭС;
  • строительство новых гидро­электростанций;
  • строительство ветряных ферм общей мощностью более 200 MВт.

Миграция

Миграция находится под влиянием безвизового режима, разницы между ВВП на душу населения в Таможенном союзе и Армении и величины армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства респуб­лики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов, 85% которых направляются из России. За 2012 г. трансферты из России составили сумму, равную 64,5% государственного бюджета Армении. Квартальный рост объе­ма трансфертов оценивается в 9 млн долл., годовой — около 36 млн долл., что увеличивает величину трансфертов из ТС в Армению ежегодно примерно на 3%, прогнозируют аналитики ЕАБР. При этом препятствия­ми для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остаются отсутствие полноценной возможности свободного передвижения людей, сложности трудоуст­ройства, финансовые, языковые проблемы.

Таможенные тарифы

Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет экспертам сделать вывод, что Армении придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли.

Возникнут проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке режима наибольшего благоприятствования 2,7% (в Таможенном союзе 7,6% в 2013 г., 6,9% — в 2014-м, 6% — в 2015 г.). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом десятипроцентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5% (у России — 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых консолидированно выступят страны Таможенного союза.

Подводя итог, аналитики ЦИИ ЕАБР замечают, что у интеграции Армении в ТС — ЕЭП есть ряд структурных преимуществ, которые укрепят экономичес­кие позиции Армении и повысят ее стабильность. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, железнодорожного и автомобильного экспорта через Грузию, легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока, заключают эксперты.

ПИИ России в Армению

Компания-инвестор

Объект инвестирования

Год начала проекта

Стоимость на конец 2012 г., млн долл.

«Газпром»

5-й блок Разданской ТЭС

2006

456

Интер РАО ЕЭС

100% ЗАО «Электрические сети Армении»

2006

260

Интер РАО ЕЭС

100% ОАО «РазТЭС» (Разданская ТЭС — 4 блока)

2011

31

МТС

80% ЗАО «К-Телеком»

2007

160

«ВымпелКом»

100% ЗАО «Арментел»

2006

131

«Газпром»

80% в «АрмРосгазпром»

2002

402

РЖД

100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская ­железная дорога»

2008

187

«Тройка Диалог»

ЗАО «Америабанк»

2007

63

«Прометей Сити», ­




«Закнефтегазстрой»




Группа ВТБ

100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)»

2004

35

Газпромбанк

100% ЗАО «Арэксимбанк»

2007

31

«РУСАЛ»

100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ»

2000

57

Источник: ЕАБР

Эффект от вступления в ЕЭП при либерализации законодательства о миграции

Страна-донор

Валютные переводы, млн долл.

ВВП, млн долл.

Доля в ВВП, %

Армения

1450

9622

14,6

Таджикистан

2960

6522

45,0

Кыргызстан

1160

5919

19,6

Казахстан

132

186 198

0,1

Беларусь

375

55 136

0,7

Источник: ЕАБР