Российская экономика страдает от былых успехов

| статьи | печать

На очередном, пятом, Гайдаровском форуме, прошедшем в Академии народного хозяйства под девизом «Россия и мир: устойчивое развитие», выступили такие важнейшие представители государственной экономической мысли, как министры финансов и экономического развития Антон Силуанов и Алексей Улюкаев, а также председатель правления Сбербанка Герман Греф, заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева и председатель правительства Дмитрий Медведев. Все говорили больше о нехорошем и пугали всякими противными терминами, типа «стгфляция» и тому подобными.

Все выступавшие, в том числе и председатель Медведев, констатировали, что Россия остановилась, и в нынешнем своем состоянии, без нового подхода к экономическому развитию, расти не будет. Правда, Дмитрий Медведев объяснил нынешние трудности тем, что в последние ­10—12 лет Россия очень быстро и очень успешно развивалась, но не смог не признать очевидного: прежних темпов не будет, если не улучшить качество рос­та. По мнению председателя правительства, качество должно расти повсюду: и трудовых ресурсов, и управленческих, и предпринимательских.

Антон Силуанов выразил серьезное опасение в связи с увеличением ненефтегазового дефицита бюджета. По мнению министра финансов, ситуация на нефтяном рынке нестабильна — из-за бурного развития добычи сланцевых углеводородов; это значит, что в любой момент основа российского благополучия, нефть, может подешеветь и до 90 долл., и даже до 80 долл. за баррель, а это непереносимые для нынешней российской экономики условия. Выход видится министру Силуанову преж­де всего в сокращении теневой экономики, в частности, в объявленной президентом Владимиром Путиным деофшоризации.

Алексей Улюкаев выступил за стабильность: по его мнению, тот небольшой рост, который сейчас демонстрирует Россия, уже неплох. Не может быть размена стабильности на ускорение роста, уверен министр экономического развития, а потому крайне важно повременить с любыми резкими изменениями экономической политики.

А вот заместитель Улюкаева Андрей Клепач убежден, что без изменения нынешнего жесткого бюджетного правила об изменении ситуации в экономике говорить не стоит — ресурсов для этого просто не будет. И один из предшественников Улюкаева на министерском посту, Герман Греф, заметил, что власти ставят противоречивую задачу — не нарушить стабильности и одновременно провести структурные реформы; по его мнении, это невозможно. Кроме того, заметил предправления Сбербанка, он так и не смог найти документа, четко описывающего программу действий правительства на начавшийся год. «Как же можно что-то рекомендовать, если невозможно увидеть, как планируется реализовывать задачу?» — заключил Герман Греф.

К существенному торможению российской экономики привело сочетание множества факторов, считают аналитики «Велес капитала». Влияние внешних факторов ни в коем случае не следует списывать со счетов (рецессия в Европе — основном российском экспортном рынке — крайне негативно отрази­лась на темпах роста экспорта), но внутренние факторы были определяющими. Чрезмерная приверженность бюджетной дисциплине привела к тому, что государственные расходы в течение года росли медленнее инфляции, оказывая угнетающее воздействие на экономику. Рынок потребительского кредитования оказался перегрет к началу года, что к концу года вылилось в практически беспрецедентное для последнего времени замедление потребительских расходов. Сейчас расходы на обслуживание долга составляют более 30% доходов домохозяйств, что не дает надежд на быстрое восстановление спроса в потребительском секторе. Единственный позитивный фактор, считают аналитики «Велес капитала», — более 60% потребительских кредитов приходится на кредиты наличными и задолженность по кредитным картам, то есть на краткосрочные, сроком около одного года. Так что процесс сокращения задолженности будет достаточно быстрым, и восстановление потребительского спроса может начаться уже во второй половине 2014 г.

Еще один фактор, продолжают аналитики, — снижение инвес­тиционной активности, которое стало реакцией как на неблагоприятную внешнюю конъюнк­туру (это касается в первую очередь металлургического сектора), так и на общее замедление экономики и чрезмерную законотворческую активность (в основном в секторе электро­энергетики).

Не способствовал нормализации ситуации и «карманный», как его называют аналитики «Велес капитала», банковский кризис конца 2013 г.

В значительной степени все вышеперечисленные факторы продолжат оказывать негативное влияние на российскую экономику как минимум в первой половине 2014 г., считают они, а надежды на восстановление темпов роста во второй половине года связаны в первую очередь с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры. К этому моменту также, вероятно, произойдет некоторое восстановление потребительской активнос­ти. Определенный позитивный эффект для производственного сектора российской экономики будет связан с замораживанием тарифов естественных монополий. А вызванное этим снижение инфляции может со временем привести к снижению ставок корпоративных кредитов, что также будет способствовать ускорению экономического рос­та. В целом 2014 г. обещает несколько лучшие результаты для российской экономики, чем 2013 г., заключают аналитики «Велес капитала».