Реестра доверенностей не будет, зато будут номинальные и эскроу-счета в банках

| статьи | печать

Федеральным законом от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон № 379-ФЗ) депутаты в очередной раз провели работу над собственными ошибками. Решили не мелочиться: отменить и принять заново целые главы Основ законодательства о нотариате, утвержденных еще в октябре 2012 г. (Федеральный закон от 02.10.2012 № 166-ФЗ). Также Закон вобрал в себя усеченные положения о договоре эскроу, которые планировалось принять в рамках реформы Гражданского кодекса, и положения о договоре номинального счета.

История Закона № 379-ФЗ не короткая: его проект был внесен в Госдуму еще в 2009 г., неоднократно подвергался изменениям, а его рассмотрение во втором чтении откладывалось год. И вот в декабре прош­лого года Закон № 379-ФЗ был принят. Он вносит изменения в ГК РФ и НК РФ, а также в ряд федеральных законов, в частности в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Отметим, что итоговый вариант текста Закона № 379-ФЗ очень отличается от изначального.

Положения о Единой информационной системе нотариата переписали

Законом № 379-ФЗ признаны утратившими силу ст. 1 и 2 Федерального закона от 02.10.2012 № 166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 166-ФЗ), которые должны были вступить в силу 10 января 2014 г. Эти нормы предполагали создание Единой информационной системы нотариата (ЕИСН), ведение входящих в нее реестров и порядок предоставления сведений из этих реестров заинтересованным лицам. Также они включали правила регистрации уведомлений о залоге движимого имущества. Закон № 379-ФЗ вводит аналогичные по теме, но другие по содержанию поправки в законодательство о нотариате и о залоге. Причем из названия самого закона этого, как нетрудно увидеть, вовсе не следует.

В частности, вместо пяти реестров в ЕИСН останется три: реестр нотариальных действий (согласно предыдущей редакции — реестр завещаний, доверенностей и брачных договоров), наследственных дел и уведомлений о залоге движимого имущества. Нотариусы с 1 января 2018 г. должны будут регистрировать все совершаемые нотариальные действия в электронной форме в реестре нотариальных действий ЕИСН. В отдельных субъектах нотариальными палатами может быть установлен и иной, более краткий срок.

Положения ст. 1 и 2 Закона № 166-ФЗ касались лишь ведения реестров в рамках ЕИСН, и в большей степени — регистрации уведомлений о залоге движимых вещей. А новые изменения в Основы законодательства о нотариате, введенные Законом № 379-ФЗ, корректируют Основы более существенно. Например, конкретизировано осуществ­ление нотариальных действий с электронными документами, свидетельствование верности копий и подписей и т.д.

Конечно, одним из главных изменений, касающихся нотариата, станет срок создания ЕИСН. Ведь отмененный почти полностью Закон № 166-ФЗ, предусмат­ривавший ее возникновение, дол­жен был вступить в силу уже 10 ян­варя, а после поправок, внесенных Законом № 379-ФЗ, это событие откладывается еще на полгода.

Договор счета эскроу «украли» из поправок в Гражданский кодекс

Закон № 379-ФЗ также включает в себя поправки в часть вторую ГК РФ, регулирующие два новых вида договоров — счета эскроу и номинального счета. Первые должны были быть приняты в рамках реформы Гражданского кодекса в составе одной из частей знаменитого законопроекта № 47538-6. Изначально счету эскроу отводилась целая глава Кодекса. Что касается договора номинального счета, то положения о нем в Законе № 379-ФЗ на стадии законопроекта как раз содержались, правда, в усеченном виде. Предполагалось ввести в ГК РФ одну ст. 860.1 «Договоры номинального счета». Но такое регулирование вошло бы в противоречие с содержанием реформы гражданского законодательства, которая предполагала отвести на регулирование данного вида договоров целый параграф Кодекса.

В итоге Законом № 379-ФЗ в ГК РФ внесено несколько статей, посвященных договору номинального счета (ст. 860.1—860.6). Согласно этим нормам номинальный счет будет открываться владельцу счета для совершения операций с деньгами, права на которые принадлежат другому лицу (лицам) — бенефициару.

По общему правилу приостановление, арест или списание денег с такого счета по обязательствам его владельца будут запрещены, за редким исключением. Однако арест или списание денег по обязательствам бенефициара возможны, например, на основании соответствующего решения суда (п. 1 ст. 860.2, ст. 860.5 ГК РФ в ред. Закона № 379-ФЗ).

Изменить или расторгнуть договор номинального счета будет не так просто. Например, если он заключался с участием бенефициара, то расторгаться должен будет теми же субъектами. При поступлении в банк заявления владельца счета о растор­жении договора банк по общему правилу обязан будет уведомить об этом бенефициара (п. 1, 2 ст. 860.6 ГК РФ в ред. Закона № 379-ФЗ).

По договору счета эскроу банк (эскроу-агент) будет открывать такой счет для учета и блокирования денег его владельца (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, которые стороны согласовали либо в этом, либо в ином договоре между ними, например договоре условного депонирования.

Эскроу-агент по общему правилу не сможет взимать свое вознаграждение со счета эскроу, если иное не предусмотрено договором. К отношениям, связанным с ведением счета эскроу, можно будет применять общие положения о банковском счете, за исключением некоторых установленных законом ограничений. Так, например, банк вправе будет закрыть такой счет по истечении срока договора условного депонирования.

Как было сказано ранее, в рамках реформирования гражданского законодательства планировалось ввести положения о договоре счета эскроу в ГК РФ, но лишь вместе с нормами о договоре условного депонирования (эскроу). На основании этого договора и должен был открываться соответствующий счет в банке, который выступал бы эскроу-агентом. В то же время в Законе № 379-ФЗ положения о договоре условного депонирования отсутствуют. Это значит, что предмет условного депонирования сужается до денежных средств на счетах в банке. В то время как предметом договора условного депонирования в более широком смысле могут быть вещи (включая наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы), безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги.

На рынке ценных бумаг появятся новые субъекты

Законом № 379-ФЗ вводятся два новых участника рынка ценных бумаг — специализированное финансовое общество и специализированное общество проектного финансирования. В законопроекте изначально планировалось предусмотреть создание лишь специализированного финансового общества и ипотечного агента, но статус последнего уже был закреплен законодательно в конце 2012 г., пока Закон № 379-ФЗ находился на стадии рассмотрения.

Специализированное финансовое общество сможет заниматься приобретением денежных требований, иного связанного с приобретением этих требований имущества, а затем эмиссией облигаций, обеспеченных залогом таких денежных требований. Статус у этого субъекта особый: создать его можно только путем учреждения, участники его не могут быть офшорными компаниями, а также общество не имеет права нанимать работников по трудовым договорам, уменьшать уставный капитал.

Закон № 379-ФЗ предусматривает для специализированных обществ и особый вид правопреемства — при банкротстве общества обязательства по его облигациям будут переданы другому специализированному обществу аналогичного типа (финансовому или проектного финансирования).

Кроме того, Закон № 379-ФЗ устанавливает особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов.