Строители прибавили оптимизма к концу года

| статьи | печать

В последнем квартале уходящего года индекс предпринимательской уверенности в строительной отрасли вырос на 1 п.п. Большинство ключевых показателей остались в отрицательной зоне, но по сравнению с предыдущим периодом в оценках бизнесменов чувствуется позитив. Эксперты отмечают, что более существенному росту предпринимательской уверенности мешают бюрократизм и коррупция, укоренившиеся в отрасли.

Подавляющая часть (77%) предпринимателей, как показал опрос Росстата, оценили портфель заказов на нормальном уровне. При этом каждый пятый респондент сообщил о планах расширения производства.

Средняя обеспеченность заказами в отрасли стабилизировалась с начала 2011 г. на уровне шести месяцев. Причем треть строительных организаций была обеспечена заказами на срок от одного до трех месяцев, а 8% — на период более года.

Позитивные изменения также произошли в оценках выполненных объемов строительно-монтажных работ (СМР). С одной стороны, по-прежнему доля подрядных организаций, снизивших по сравнению с предшествующим кварталом их объ­емы, превышала процент тех, где отмечен их рост, с другой — доля первых уменьшилась.

Средний уровень загрузки производственных мощностей в строительстве в IV квартале повысился по сравнению с предшествующим периодом на 1 п.п., составив 65%. Это лучшее значение показателя за весь посткризисный период.

Девять из десяти руководителей строительных организаций полагают, что имеющихся в настоящий момент производственных мощностей достаточно для удовлетворения спроса на подрядные работы ближайших 12 месяцев.

Финансы и стоящие кадры в дефиците

Вместе с тем позитивный тренд в производственной дея­тельности не повлиял на обеспеченность строительных компаний собственными финансовыми ресурсами. В отрасли продолжилась отрицательная динамика этого важнейшего показателя. Тем не менее темпы снижения собственных финансовых средств уменьшились. На момент опроса средний уровень обеспеченности организаций финансированием, как и ­ранее, не превышал пяти ­месяцев.

К сожалению, относительное улучшение указанных выше показателей практически так же мало отразилось на состоянии рынка труда в строительстве. Так, баланс оценок изменения численности занятых в отрасли снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 1 п.п. и составил –10%. Зато предприниматели дают оптимистичную прогнозную оценку занятости. Подавляющая часть (97%) руководителей компаний не намерены в следующем квартале сокращать сотрудников, а 18% из них собираются увеличивать штаты.

Одной из злободневных проблем в строительстве остается дефицит квалифицированной рабочей силы, причем его острота нарастает. В отчетном перио­де недостаток профессиональных кадров испытывал каждый пятый опрошенный руководитель (21%).

Результирующий показатель исследования — индекс предпринимательской увереннос­ти — в отчетном квартале вырос на 1 п.п., оставшись, правда, в отрицательной зоне (–3%). При этом наибольшее влияние на увеличение ИПУ оказало улучшение предпринимательских оценок ожидаемых изменений занятости.

Спрос и коррупция тормозят отрасль

Некоторым оправданием пассивного поведения отрасли, по мнению директора Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ Георгия Остапковича, служит большая зависимость от состояния внутреннего спроса на ее услуги. В условиях стагнирующей экономики трудно ждать от потенциальных заказчиков серьезных инвестиций. В целях оптимизации затрат они в первую очередь сокращают капитальные вложения в новое, особенно долгосрочное, строительство.

Основными драйверами, которые удержали отрасль от больших потерь, стали государственные инвестиции, особенно в мегапроекты текущего года и жилищное строительство. Однако следует иметь в виду, что крупные государственные строи­­тельные заказы с гарантированным финансированием — это ниша 10—15% подрядных организаций, обладающих действительно широким набором предоставляемых услуг и имеющих соответствующие материальные и финансовые ресурсы. А главное, на бюджетную поляну попадают, как правило, предприятия, располагающие лоббистскими возможностями для получения госзаказов.

Самые высокие темпы роста среди различных секторов отрасли продемонстрировало жилищное строительство. Однако поставленная перед Минрегионом задача — ввести в нынешнем году 71 млн кв. м жилья, скорее всего, останется невыполненной.

Кроме высокой стоимости и не заработавшего в полную силу механизма ипотечного кредитования, к факторам, тормозившим в 2013 г. покупку жилья населением, необходимо отнести перепады в динамике реальных располагаемых доходов населения. Также негативно повлияли перекредитованность домашних хозяйств и склонность населения к сбережениям средств для минимизации возможных социальных потерь, вызванных ухудшением экономического состояния страны в целом.

Еще одной причиной пассивного поведения заказчиков, как и прежде, является высокая себестоимость строительства, причем как производственного, так и жилищного. По­этому основным приоритетом вновь созданного Министерства строи­тельства должно стать принятие мер к снижению цен. Для этого необходимо, по оценке экспертов ЦКИ, устранить административные барьеры и коррупционную нагрузку на строи­тельный бизнес, обеспечить честные и прозрачные процедуры землеотводов и предоставления инженерной инфраструктуры. Предстоит ввести в оборот новые земельные ресурсы под строительство высоколиквидных объектов.

Целый ряд поручений, направленных на приведение в порядок строительной отрасли, дал президент страны в своем Послании Федеральному Собранию. «Как будет выполняться Послание в части регулирования строительной деятельнос­ти и какими будут возможные конструктивные инициативы нового министерства, покажет время, — подчеркивает Г. Остапкович. — Однако уже сегодня можно утверждать, что решение поставленных задач будет сопряжено с противодействием большого числа чиновников всех уровней, включая представителей строительного лобби, которые заинтересованы в сохранении статус-кво. Если произойдут заявленные главой государства позитивные реформы, многие фигуранты, «стоящие на кормлении» от существующих сегодня административных барьеров в отрасли, потеряют или значительно уменьшат свой стабильный и, главное, регулярно получаемый коррупционный доход».