Аэропорты можно строить в разы дешевле, но спроса на новые технологии недостает

| статьи | печать

Проблематика воссоздания аэропортовой инфраструктуры стала темой второй международной конференции, проведенной Центром стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА). Выяснилось, что современный типовой аэропорт вполне может стать привлекательным и одновременно недорогим сооружением.

Уже сегодня следует закладывать перспективные проекты, считает Дмитрий Пшеничников, руководитель мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры». Причем не только с позиции нарастания пассажирооборота, но и с точки зрения аэропортовой эстетики объектов.

Мастерская Дмитрия Пшеничникова причастна к формированию облика ряда аэропортовых инфраструктур, в том числе — терминала D в Шереметьево. По проекту Пшеничникова был с нуля возведен первый частный аэропорт в нашей стране. Заказчик и владелец — ОАО «Сургутнефтегаз». Аэропорт Талакан в Ленском районе Якутии расположен рядом с объектами Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения. Объект был построен в предельно сжатые сроки — строительство всего комплекса, включая инфраструктуру аэродрома, заняло два года. При этом строительство обошлось в четыре раза дешевле аналогичных отечественных проектов.

Начальник службы авиаперевозок аэропорта «Сабетта» Геннадий Юматов рассказал, как строится еше один аэропорт в арктической зоне (северо-восточная часть полуострова Ямал). В среднем 22 дня в месяц скорость ветра здесь превышает 15 м/сек. Заказчик гавани — крайне заинтересованная в объекте частная структура «Ямал СПГ». Газоконденсатное месторождение здесь обнаружено еще в 1974 г. Строится завод СПГ, который станет вторым по мощности после Сахалина предприятием в России. В утвержденный правительством комплексный план по развитию соответствующей инфраструктуры включено и строительство аэропорта (наземная структура обеспечения полетов, восстановление и строительство взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, складов горюче-смазочных материалов, вертолетных площадок и др.). Распоряжение правительства вышло 11 октября 2010 г. В 2012 г. было подписано соглашение о строительстве между правительством ЯНАО, Росавиацией и ОАО «Ямал СПГ». 22 февраля 2013 г. стало датой образования международного аэропорта «Сабетта» в качестве самостоятельного юрлица. Предусмотрено строительство ВПП (2704х46 м), способного принимать самолеты ИЛ-76ТД, АН-148, Б-737 и классом ниже и вертолеты МИ-26, МИ-8, а также возведение аэровокзала площадью 5,500 кв. м, с пропускной способностью 200 пассажиров в час, включая ежечасное обслуживание 50 пассажиров в международном секторе.

Однако стоимость создаваемой инфраструктуры докладчик не сообщил.

Пора считаться с потеплением

Хотя трудно рассчитать цену при строительстве в северных широтах, ведь надо еще учитывать современный фактор потепления, что требует серьезных расчетов. Возникающие при этом риски обозначил в своем докладе замгендиректора проектно-изыскательского и научно-исследовательского института воздушного транспорта «Ленаэропроект» Виктор Вторушин. НИИ был специально создан для проектирования соответствующих объектов в северных широтах. По мнению Вторушина, необходимо учитывать риски изменения климата при разработке проектов аэропортов.

В свое время Росгидрометом были сделаны неблагоприятные прогнозы в отношении оттаивания многолетнемерзлых грунтов. Вторушин привел влияние климата на эксплуатационное состояние аэродрома в Якутии. Повышение среднегодовых температур всего на 1 градус привело к большему тепловому воздействию на верхнюю кромку грунтов и увеличению толщины оттаиваемого слоя. В результате на отдельных участках аэродрома толщина термоизолирующей насыпи стала недостаточной. Это вызвало серьезные просадки плит покрытия ВПП.

Для исправления сложившейся ситуации Виктор Вторушин считает необходимым уже на стадии проектирования проводить более широкий комплекс инженерных изысканий для получения максимального объема информации о климатических, инженерно-геологических и геокрилогических условиях участка замерзания аэродрома. И на основании этих исследований принимать обоснованные инженерные решения.

Межстроительный комплекс

Директор по вопросам имущест­ва и земельным отношениям ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Павел Воробьев осветил в своем докладе вопросы вовлечения в хозяйственный оборот федерального имущества аэродромов. Он предложил механизмы ускорения принятия решения федеральными органами по закреплению в хозяйственное ведение федерального имущества аэродромов, дал рекомендации по учету в подготавливаемых в настоящее время городами Правилах землепользования планов по расширению аэропортов. Правовые отношения хозяев объекта с госорганами должны быть урегулированы еще до начала его эксплуатации, поскольку речь идет о немалых денежных арендных отчислениях в бюджеты различного уровня и прочих немаловажных формальностях. Со слов представителя ФГУП, не единичны факты отсутствия имущественных отношений госорганов с операторами действующих аэропортов. И все из-за нерасторопности представителей Росимущества.

На отсутствие межведомственной координации и связанной с этим несогласованности в реализации проектов, заложенных в различных ФЦП, в частности, при обустройстве воздушных пунктов пропуска через государственную границу РФ в международных аэропортах, указал замначальника Управления капитального строительства и эксплуатации Федерального агентства по обустройству госграницы РФ Алексей Володин. Было отмечено включение в непрограммную часть соответствующей федеральной целевой программы проектов строительства и реконструкции пунктов пропуска в аэропортах городов-организаторов чемпионата мира по футболу 2018 г., в частности, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саранске, Волгограде.

Рассматривая возможности уменьшения сроков и повышения качества проектирования пунк­тов пропуска, докладчик указал на устаревшие ведомственные нормы технологического проектирования, отсутствие рекомендаций по оптимальной компоновке пунктов пропуска и предложил создать рабочую группу по разработке типовых требований к пункту пропуска, что должно обеспечить снижение стоимости проектов и уменьшение сроков проектирования. А. Володин отметил необходимость корректировки федеральных целевых программ для синхронизации строительства и реконструкции пунктов пропуска и терминалов аэровокзалов.

Работа в стол

Представитель «ЭкоПрог», структуры, являющейся подрядчиком аэропорта Внуково, презентовал метод интерфейсного проектирования, позволивший сэкономить заказчику порядка 45 млн руб. на реконструкции и эксплуатации аэропортовой инфраструктуры. Но энтузиазм желающих заполучить столь заманчивый интерфейсный продукт наткнулся на скупую реплику — «нам нужен конкретный заказчик, мы не можем работать в стол». Но таким заказчиком может быть только государство, чего пока нет.

Разработок «в стол», позволяющих проектировщикам предвидеть многие «поведенческие» нюансы создаваемой инфраструктуры, все больше и больше. Аэропорты — очень дорогая инфраструктура, говорит руководитель направления Инфраструктура компании Softline Алла Землянская. Безопасность и оперативность имеют первостепенное значение. Плохое планирование и проектирование могут привести к дорогостоящей реконструкции, увеличению эксплуатационных расходов и задержке обслуживания воздушных судов. А. Землянская представила программный комплекс AeroTURN 3D — обозначенный как первое в мире наиболее полное трехмерное программное обеспечение для анализа и планирования воздушной зоны аэропорта от канадской компании Transoft Solutions. Этот программный продукт позволяет качественно смоделировать и проанализировать все наземные маневры воздушных судов и спланировать места для их стоянки, а также проверить наличие потенциальных препятствий на их пути в 3D. Собравшиеся послушали про это с интересом.

Аспекты коммерческого упеха

Генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА) Антон Корень представил современные международные подходы к проектированию, сделав акцент на двух направлениях, определяющих будущий коммерческий успех любого проекта современного аэропорта. Первое — определение потребных пропускных способностей аэровокзалов, объектов аэродрома и иной аэропортовой инфраструктуры, основываясь на расчетах параметров спроса по итогам моделирования маршрутной сети из аэропорта в плановой перспективе. Второе — разработка технологических схем обслуживания, зонирование аэровокзалов и определение потребностей в площадях с учетом максимизации доходов от неавиационной деятельности.

Оба направления редко встречаются на требуемом профессио­нальном уровне в разрабатываемых проектах. А. Корень призвал отечественные проектные организации учитывать их в работе, привел примеры проектов из практики ЦСР ГА, где данный профессиональный подход в разных аэропортах позволил значительно увеличить объемы доходов от авиационной и неавиа­ционной деятельности за счет планирования инфраструктуры под требуемый спрос. Презентация представителя ЦСР ГА строилась на конкретных примерах. Консультации Центра позволили операторам аэропортов заметно увеличить выручку от неавиационной деятельности, которая пока является не самой успешной составляющей аэропортового бизнеса.

В рамках конференции также прошел практический семинар «Учет современных требований к инфраструктуре аэропортов во время подготовки к проведению крупных спортивных мероприятий». Актуальность темы обусловлена запланированными к проведению в России масштабных спортивных мероприятий — зимних Олимпийских игр в 2014 г., чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 г. Экспертами ЦСР ГА, принимающими участие в разработке Концепции транспортного обслуживания чемпионата мира по футболу в интересах Министерства транспорта Российской Федерации вниманию делегатов конференции были представлены доклады о развитии аэропортовой инфраструктуры при подготовке к данному мероприятию, об учете стандартов качества в соответствии с требованиями и рекомендациями FIFA при проектировании строительства и реконструкции аэропортов.