Таможенники хотят обложить пошлиной все трансграничные покупки

| статьи | печать

Федеральная таможенная служба предлагает ввести 10-процентную таможенную пошлину с каждой международной посылки, отправленной интернет-магазинами. Об этом агентству «ИТАР-ТАСС» сообщил и.о. начальника Московской таможни Центрального таможенного управления Александр Дуров. Информацию о готовящейся инициативе подтвердили также в пресс-службе ФТС. По оценкам экспертов, трансграничные покупки являются самым быстрорастущим и одновременно самым непрозрачным сегментом отечественного рынка электронной коммерции. В прошлом году россияне купили за рубежом товаров на 45 млрд руб.

В настоящее время пошлиной в размере 30% таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг их веса облагаются только те посылки из-за рубежа, задекларированная стоимость которых превышает 1000 долл. и общий вес которых более 31 кг. ФТС считает, что этот сбор не покрывает всех расходов ведомства, связанных с обработкой посылок, и предлагает ввес­ти спецпошлину от 1 до 10%. Сейчас идет общественное обсуждение данной инициативы. «Мы затрачиваем силы и средства, неадекватные конечному экономичес­кому эффекту. По­этому сейчас обсуждается предложение по введению пошлин, которые будут уплачивать покупатели», — сообщил А. Дуров «ИТАР-ТАСС».

Он также отметил, что объем посылок, прошедших через Мос­ковскую таможню, превысил 7 млн отправлений. Средняя стоимость каждой посылки составила 400 евро. Таким образом, объем интернет-торговли, с которым имеет дело только Московская таможня, превышает 2,8 млрд евро, подчеркнул он. Введение 10-процентной пошлины с каждой посылки от интернет-магазина должно принести в федеральный бюджет до 28 млн евро, считает представитель таможенной службы.

По оценкам Data Insight, трансграничные покупки стали самым быстрорастущим и одновременно самым непрозрачным сегментом отечественного рынка электронной коммерции. В 2012 г. россияне купили за рубежом товаров на 45 млрд руб., это составило 16% от всего объема интернет-продаж. Число покупок для личного пользования оценивается в 5–8 млн. Объем покупок с прошлого года вырос больше чем на 50%. Всего за рубежом отоварились 2 млн покупателей. В топ-5 самых популярных зарубежных онлайн-площадок входят eBay, Aliexpress, Alibaba, Amazon, Taobao.

Введение пошлины увеличит стоимость товаров из иностранных интернет-магазинов для российских покупателей, что в свою очередь может положительно сказаться на конкурентоспособности российских онлайн-ретейлеров. Объем розничной электронной торговли в РФ в 2012 г. достиг 405 млрд руб. (13 млрд долл.). За год рост составил 27%. Из 405 млрд руб. на материальные товары приходится только 280 млрд руб. Остальные продажи составляют билеты и цифровые товары. Сюда не включены онлайн-закупки для корпоративных нужд, С2С-продажи и коллективные закупки, MLM-дистрибуция, купоны, продажи через офлайн-терминалы, продажи по каталогам и трансграничные продажи.

Впрочем, большинство экспертов склоняются к тому, что желание россиян отовариваться за границей с введением пошлины не уменьшится. Во-первых, даже в случае введения 10-процентной пошлины, товары из иностранных интернет-магазинов останутся дешевле аналогов, продаваемых в РФ. Во-вторых, россиян, совершающих международные покупки, привлекает не только более выгодная цена, но и возможность покупки высококачественных оригинальных товаров.

В-третьих, иностранные игроки проявляют повышенный интерес к России и готовы бороться за перспективный рынок. По данным PayPal, которые опуб­ликовала Ассоциация компаний интернет-торговли, РФ входит в пятерку самых быстрорастущих экспортных рынков для продавцов из США (прирост 41%), Великобритании (36), Германии (75), ­Австралии (67), Китая (55) и Бразилии (168%).

По оценкам Data Insight, в России насчитывается 22 млн интернет-покупателей. За 2012 г. их количество выросло на 30%. Подсчеты Cushman & Wakefield показали, что доля онлайн-торговли в общем товарообороте к 2020 г. в России достигнет 6—8%, ежегодно онлайн-рынок будет расти на 20—30%.