Налоговые последствия безвозмездности

| статьи | печать

Получая имущество безвозмездно в собственность или во временное пользование, компании сокращают свои возможные издержки. Но для того, чтобы такая экономия не обернулась боком, нужно знать, в каких случаях возникнет облагаемый налогом на прибыль доход, а также какие налоговые последствия будут при дальнейшей реализации таких активов.

Получаем имущество в собственность

С точки зрения гражданского законодательства договор признается безвозмездным, если по условиям сделки одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Также безвозмездность упоминается в п. 1 ст. 572 ГК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что по договору дарения одна сторона безвозмездно передает другой стороне вещь в собственность. При этом в отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено, за исключением обычных подарков стоимостью не более 3000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). В противном случае договор может быть признан ничтожным со всеми вытекающими последствиями (ст. 168 ГК РФ). Но для этого одна из сторон сделки должна заявить свои требования в суде. Поэтому на практике договоры безвозмездной передачи имущества весьма распространены.

Правила учета дохода

Налоговые последствия безвозмездной передачи имущества будут зависеть от того, в каких отношениях состоят даритель и одариваемый.

По общему правилу, стоимость безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) и имущественных прав включается в состав внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ). Оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, которые определяются по правилам ст. 105.3 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). То есть организация должна сначала установить рыночную стоимость имущества, узнать остаточную стоимость ОС (затраты на производство по иному имуществу), а потом выбрать ту цену, которая окажется больше. Информация о ценах должна быть подтверждена организацией-получателем документально или путем проведения независимой оценки.

Из пункта 8 ст. 250 НК РФ есть четыре исключения. Первые три содержатся в подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Не возникнет внереализационного дохода при получении имущества:

  • от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
  • от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;
  • от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получаю­щей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

Чтобы в налоговом учете компании в указанных случаях не появился внереализационный доход, нужно выполнить одно условие: в течение одного года со дня получения имущество (за исключением денежных средств) не должно быть передано третьим лицам (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Здесь нужно учесть один момент. В указанной норме Кодекса не уточняется, что следует понимать под передачей имущества третьим лицам. По мнению Минфина России, у компании возникнет доход, даже если она передала имущество, полученное безвозмездно, во временное пользование. То есть переход права собственности в данном случае роли не играет. Аргументируется такая позиция тем, что подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не содержит исключений в отношении передачи имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем переход права собственности (письмо Минфина России от 09.02.2006 № 03-03-04/1/100).

Кроме того, финансисты считают, что льготой нельзя воспользоваться и в том случае, когда безвозмездно полученное от единственного учредителя имущество передается в течение одного года в пользование работникам организации. Так, в письме от 18.10.2010 № 03-03-06/1/650 Минфин России пришел к выводу, что стоимость спецодежды, полученной безвозмездно от собственника компании и впоследствии переданной сотрудникам организации, необходимо включить в состав внереа­лизационных доходов. Обосновывается это тем, что сотрудники организации, которым передается спецодежда, являются по отношению к организации третьими лицами.

К сожалению, судебная практика не в пользу налогоплательщиков. Арбитры считают, что передача в аренду имущества, полученного безвозмездно, лишает компанию прав на льготу по подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2009 № А32-23646/2007-26/476). Также не получится воспользоваться льготой и при передаче имущества в безвозмездное пользование (постановление ФАС Мос­ковского округа от 01.09.2008 № А40-46079/07-126-334).

И последнее, четвертое исключение, предусмотрено подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ и касается имущества, которое передают организации ее учредители в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов. В этом случае доля учредителей в уставном капитале компании значения не имеет. С этим согласны специалисты финансового ведомства и налоговые органы (письма Минфина России от 20.04.2011 № 03-03-06/1/257, от 21.03.2011 № 03-03-06/1/160 и ФНС России от 22.11.2012 № ЕД-4-3/19653). Кроме того, доход не возникнет, даже если полученное имущество будет передано третьим лицам, например, продано (письмо Минфина России от 18.04.2011 № 03-03-06/1/243).

Дальнейшее использование имущества, полученного даром

И последний аспект, на котором нужно остановиться при рассмотрении вопросов налогообложения имущества, полученного безвозмездно, — это возможность учета стоимости таких активов в составе расходов при расчете налога на прибыль.

Предположим, компания безвозмездно получила в собственность объекты основных средств. В налоговом учете такие основные средства признаются амортизируемым имуществом, так как ст. 256 НК РФ на этот счет не содержит никаких исключений. Первоначальная стоимость объекта, полученного безвозмездно, определяется как сумма оценки такого имущества по правилам п. 8 ст. 250 НК РФ и затрат на его доставку и доведение до состояния, пригодного для эксплуатации (п. 1 ст. 257 НК РФ).

А можно ли начислять амортизацию по объектам основных средств, полученным безвозмездно от родственных компаний и по которым не отражался в налоговом учете внереализационный доход? Специалисты Минфина России считают, что можно (письмо от 28.04.2009 № 03-03-06/1/283).

Обратите внимание: по безвозмездно полученным основным средствам нельзя применять амортизационную премию. Такой запрет прямо установлен п. 9 ст. 258 НК РФ.

Совсем иначе обстоят дела с учетом расходов в виде стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство.

В составе материальных расходов учитываются затраты на приобретение МПЗ (п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом стоимость МПЗ определяется исходя из цен на их приобретение. Исключение составляют МПЗ и прочее имущество в виде излишков, выявленное в ходе инвентаризации, имущество, полученное при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств. В этих случаях стоимость МПЗ определяется, как сумма дохода, учтенная при оприходовании активов в порядке, предусмотренном подп. 13 и 20 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Таким образом, в ст. 254 НК РФ ничего не говорится о том, как определить стои­мость МПЗ, полученных безвозмездно. Ничего не сказано об определении стоимости безвозмездно полученных МПЗ и в ст. 268 НК РФ, регулирующей порядок определения расходов при реализации. Поэтому специалисты Минфина России считают, что нормами главы 25 НК РФ> не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных МПЗ при их списании. Следовательно, цена такого имущества равна нулю (письмо Минфина России от 26.09.2011 № 03-03-06/1/590).

Однако суды с такой позицией не со­г­ласны. Во-первых, в ст. 270 НК РФ, содержащей перечень не учитываемых для целей налогообложения прибыли расходов, не указаны расходы в виде стоимости безвозмездно полученного имущества (постановление ФАС Уральского округа от 09.01.2013 № Ф09-12540/12). Во-вторых, исключение стои­мости безвозмездно полученных материалов из состава расходов приведет к двойному налогообложению таких МПЗ: в составе внереализационных доходов при получении материалов и в составе выручки от реализации готовой продукции при ее реализации. А это противоречит положениям п. 3 ст. 248 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 05.02.2009 № КА-А40/13283-08).

Пользуемся имуществом безвозмездно

Рассмотрим ситуацию, когда имущество получено безвозмездно не в собственность компании, а во временное пользование. Такая форма правоотношений предусмотрена ст. 689 ГК РФ.

Будет ли доход?

Возникает ли в этом случае у получателя такого имущества облагаемый налогом на прибыль внереализационный доход? Четкого ответа на этот вопрос Налоговый кодекс не дает. В пункте 8 ст. 250 НК РФ речь идет о безвозмездно полученном имуществе (работах, услугах) и имущественных правах, а о безвозмездно полученном праве пользования ничего конкретного не сказано.

Специалисты Минфина России считают, что и в этой ситуации возникает облагаемый налогом на прибыль доход. Вот как объясняется такая точка зрения.

Для целей налогообложения прибыли имущество или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу. По договору безвозмездного пользования организация безвозмездно получает право пользования имуществом. Поэтому такие правоотношения следует рассмат­ривать как безвозмездное получение имущественного права. Следовательно, компания должна включить стоимость имущественных прав в состав внереализационных доходов. При этом доход определяется исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества (см., например, письма Минфина России от 12.05.2012 № 03-03-06/1/243, от 19.04.2010 № 03-03-06/4/43, от 11.12.2009 № 03-03-06/1/804, от 24.07.2008 № 03-03-06/2/91). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (письма УФНС России по г. Москве от 23.06.2009 № 16-15/063442, от 29.12.2008 № 19-12/121865).

К сожалению, фискальный подход заняли и суды, причем на уровне Президиума ВАС РФ (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации»). Заметим, что в этом документе Президиум ВАС РФ проинформировал арбитражные суды о выработанных рекомендациях, иными словами, дал нижестоящим судебным инстанциям указания к действию.

Арбитры признали правомерным решение налогового органа о квалификации суммы экономической выгоды, полученной компанией по договору безвозмездного пользования имуществом, в качестве внереализационного дохода. Они указали, что применение п. 8 ст. 250 НК РФ не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. Данной нормой следует руководствоваться и при безвозмездном получении права пользования вещью. При этом принцип определения дохода, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, используется и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Учитывая рекомендации Президиума ВАС РФ, не удивительно, что арбит­ражная практика по рассматриваемому вопросу складывается в пользу налоговых органов (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 04.06.2010 № А23-4776/09А-14-173ДСП (Определением ВАС РФ от 01.10.2010 № ВАС-13318/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмот­ра в порядке надзора), Волго-Вятского округа от 02.07.2008 № А82-11801/2007-14 (Определением ВАС РФ от 22.09.2008 № 11458/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Следует обратить внимание, что при безвозмездном получении имущественного права от родственных компаний не получится воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Эта норма Кодекса распространяется только на ситуации, когда в безвозмездное пользование передается имущество. А под ним для целей налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ). Поэтому при получении от учредителей имущественных прав льготу применить нельзя.

Аналогичной позиции придерживается Минфин России (письма от 31.01.2013 № 03-11-06/3/1935, от 16.10.2009 № 03-03-06/1/667), да и судебная практика на стороне налоговиков (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2008 № А82-12138/2007-20 (Определением ВАС РФ от 01.04.2009 № 2944/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 № А33-4100/08-Ф02-1119/09).

По мнению Минфина России и налоговых органов, компании не вправе применять и положения подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении во временное безвозмездное пользование имущества учредителей (письма Минфина России от 05.12.2012 № 03-03-10/128, ФНС России от 20.12.2012 № ЕД-4-3/21753). Напомним, что на основании этой нормы Кодекса из-под налогообложения выводится стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, которые переданы организации в целях увеличения чистых активов акционерами или участниками.

Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 3 ст. 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-Ф3 «Об акционерных обществах»). В бухгалтерском учете и бухгалтерском балансе отражается только имущество, которое принадлежит организации на праве собственности. Иные активы учитываются за балансом. При получении имущества по договору безвозмездного пользования право собственности на него не переходит. Поэтому оно учитывается на забалансовом счете в оценке, указанной в договоре, и не увеличивает чистые активы организации. Следовательно, применение в рассматривае­мой ситуации положений подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ недопустимо.

Учитываем расходы

У компаний, получивших в безвозмездное пользование имущество (например, объект недвижимости), возникает вопрос: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на его ремонт? В Налоговом кодексе ответа на этот вопрос нет.

В письме от 22.03.2010 № 03-03-06/1/159 специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что расходы на ремонт таких основных средств учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Заметим, что и судебная практика по этому вопросу также на стороне налогоплательщиков. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2007 № А33-8475/06-Ф02-4023/07 (Определением ВАС РФ от 30.10.2007 № 13936/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмот­ра в порядке надзора) поддержали позицию компании, которая заключалась в следующем. Согласно ст. 260 НК РФ арендаторы вправе учитывать при расчете налога на прибыль расходы на ремонт амортизируемых основных средств в составе прочих расходов, если только договором между арендодателем и арендатором не предусмотрено возмещения расходов на ремонт. Положения данной статьи распространяются и на имущество, переданное по договорам безвозмездного пользования. Поэтому при расчете налога на прибыль компании, получившие в безвозмездное пользование объекты основных средств, могут учесть расходы на их ремонт.

И еще один момент, который нужно учесть при рассмотрении данного вопроса. Если компания создает резерв на предстоящий ремонт основных средств, то в расчет суммы резерва не включаются основные средства, полученные в безвозмездное пользование. Объясняется это тем, что организация, образующая такой резерв, рассчитывает отчисления исходя из совокупной стои­мости основных средств. А она определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств (письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/159).