Инвестиции на винный рынок вернутся не раньше 2015 г.

| статьи | печать

Предложение активов на винном рынке значительно превышает спрос. Тем не менее, по мнению экспертов, винный сектор сохраняет перспективу привлечения инвестиций и дальнейшего развития. Позитивно повлиять на развитие отрасли может государство. В частности, участники рынка ожидают от властей разрешения рекламы отечественного вина и продолжения борьбы с фальсификатом.

В обзоре, подготовленном аналитической группой «Алкоэксперт», говорится, что серьезные деньги в российское виноградарство и виноделие пришли в конце 90-х — начале 2000-х годов. Тогда вложения начались с масштабных реконструкций советских гигантов винодельческой промышленнос­ти, расположенных на Таманском полуострове. Инвесторами выступали как непрофильные компании (Челябинский металлургический холдинг «Ариант», вложившийся сразу в три предприятия и тысячи гектар виноградников, пивной гигант «Очаково», полностью перестроивший старый завод «Победа»), так и люди из винной отрасли (например, группа инвесторов «Фанагории»). Тогда же на средства непрофильного инвестора началась и серьезная реконструкция завода «Мысхако».

Чуть позднее начали закладываться «премиальные» винные проекты. Первым из них в 2004 г. стало «Шато ле Гранд Восток», в который на первом этапе вложилась московская группа «Финвест». Последний крупный пик волны инвестиций пришелся на годы перед кризисом 2008 г. — масштабный проект в районе станицы Натухаевской был начат словацкой компанией Elesco, огромные деньги в «Абрау-Дюрсо» начал вкладывать Борис Титов, владелец страховой компании «­НАСТА», Михаил Николаев запустил проект «Лефкадия».

Рост сменился падением

Серьезный удар по восходящему тренду нанес кризис на алкогольном рынке 2006 г. По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, с введением ­ЕГАИС стало невыгодно заниматься развитием виноградарства, существенно увеличилась доля фальсифицированной продукции.

Окончательно крупные вложения в виноградарство и виноделие пошли на спад после кризиса 2008 г. За последнее время на Кубани и в Ростовской области не появилось ни одного нового крупного проекта с собственными виноградниками. Более того, начался «откат назад». В плачевном состоянии находится проект «Русской лозы» в Сукко, крупные средства в который были вложены компанией «Виником». Угасает и винодельческое хозяйство «Джемете» в Витязево, в которое инвестировал средства владелец группы RONEe’S Евгений Ладик. Фактически не состоялся инвестиционный проект на базе ростовского хозяйства «Янтарное» владельца «Русского угля» Вадима Варшавского. Последний крупный пример инвестиций в отрасль — завод «Русский Азов» (запуск 2009—2010 гг.), ориентированный на розлив импортного вина, так и не смог занять значительную долю рынка и сейчас испытывает серьезные труднос­ти. Появляются все новые сообщения о финансовых проблемах или продаже винодельческих хозяйств с собственными виноградниками.

По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, оказывают давление на деятельность профильных операторов и снижают инвестиционную привлекательность индустрии целый ряд тенденций. Среди них — сравнительно невысокий уровень платежеспособного спроса, высокие инвестиционные барьеры развития промышленного виноградарства, зависимость рынка от поступлений по импорту (предложение внешних рынков остается пока заметно более конкурентоспособным, а также высокая доля контрафактной продукции в низком ценовом сегменте). Кроме того, негативное влияние на состояние отрасли оказывают дефицит средств на развитие, в том числе низкая доступность заемного капитала, а также длительные сроки возврата инвестиций, связанные с особенностями производственного цикла.

Виноделы избавляются от активов

По словам Л. Поповича, в настоя­щее время не рассматривают продажу лишь пять-шесть компаний, остальные винные хозяйства продаются — полностью или частично. В числе выставленных на продажу — «Мильстрим — Черноморские вина» и «Южная винная компания», покупателя для которой с весны подыскивает компания «Очаково». Первый из заводов в свое время считался весьма перспективным. Однако, по мнению экспертов, компания «потерялась» внутри крупного холдинга, составленного из алкогольных активов различного профиля. Что касается «Очаково», в начале 2000-х старый советский завод был полностью перестроен. На нем было смонтировано современное емкостное оборудование из нержавеющей стали, итальянская техника приема-переработки винограда Diemme. В рамках развития сырьевой базы посажено 1000 га виноградника. Тем не менее, спустя десять лет после старта, завод находился на 56-м месте по объемам производства вина в России (данные Росстата за 2012 г.) с долей рынка примерно в 0,2%.

Основную причину неудачи эксперты видят в том, что «ЮВК» не удалось создать ни одной заметной торговой марки, не пошел завод и по пути производства частных торговых марок для сторонних заказчиков. В результате действия внешних негативных факторов и просчетов самих компаний на сегодняшний день предложение активов на винном рынке является избыточным. Спрос же, по оценкам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя («ЦИФРРА»), стремится к нулю. Иностранным инвесторам слишком непонятны российские правила игры, вряд ли на винную отрасль будут смот­реть и российские непрофильные инвесторы — много негативного опыта. Что же касается людей с винного рынка, интересные бренды на продажу не выставляют, а покупать оборудование — смысла нет. Проще достроить и дооснастить еще один цех, чем брать в управление целый новый завод.

Аналитики «ЦИФРРА» полагают, что инвестиции на винный рынок вернутся, но не раньше 2015 г. Расширение рынка возможно в том числе за счет час­тичного импортозамещения, а также изменения структуры потребления алкогольных напитков в РФ. На сегодняшний день, согласно различным экспертным оценкам, в денежном выражении объем российского рынка вина составляет около 7—8 млрд долл. Среднедушевое потребление вина в России — около 7 л/г. для плодовых и виноградных вин и менее 2 л/г. для игристых и шампанских вин, что в среднем в 3,5—5 раза ниже показателей, характерных для европейских стран.

Позитивно повлиять на развитие отрасли может государство. В частности, участники рынка ожидают от властей разрешения рекламы отечественного вина и продолжения борьбы с фальсификатом. К слову, винный сегмент — единственный из всей алкогольной отрасли, вызывающий благосклонность власти. Это подтверждают и готовящиеся изменения в законодательство.

Так, 23 сентября в Госдуму внесен законопроект, направленный на совершенствование госрегулирования производства и оборота винодельческой продукции, произведенной из отечественного винограда. «У нас есть фактически пять регионов — это Республика Дагестан, это Карачаево-Черкесская Республика, это Ставропольский и Краснодарский края, это Рос­товская область. На этих территориях располагается всего примерно 61 000 га виноградников. А если мы создадим условия, то количество гектар может увеличиться до 200 000, как во времена Советского Союза, или даже до 400 000 га», — за­явил один из авторов документа, заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский.

По его словам, России необходимо увеличить объем производства винограда и вина в малых формах хозяйствования. Сейчас, при одинаковой площади виноградников в России и Австрии, в Австрии функционирует более 20 000 виноделен, а в России их не более 100. Как говорится в пояснительной запис­ке к законопроекту, развитие виноградарства и виноделия будет способствовать снижению безработицы и улучшению материального положения граждан. Ни одна сельскохозяйственная культура не обес­печивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 80 рабочих мест и обеспечивает поступ­ление в бюджеты и внебюджетные фонды более 12 млн руб. в год с 1 га возделываемых виноградников.

Объем и структура продажи алкогольных напитков населению, январь — август 2013 г.


Январь — август 2013 г.

Август 2013 г.

млн дкл

в % к январю — августу 2012 г.

в % к итогу, в абсолютном алкоголе

млн дкл

в % к августу 2012г.

Алкогольные напитки

в абсолютном алкоголе

84,4

98,4

100

11,3

99,8

из них в натуральном выражении:






водка и ликероводочные изделия

90,6

93,4

41,9

11,5

95,4

коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы)

7,8

100,5

3,7

1,0

102,2

напитки слабоалкогольные (с содержанием этиловогоспирта не более 9%)

16,4

92,3

1,3

2,2

101,0

Винодельческая продукция

(без шампанских и игристых вин)

59,8

105,4

8,5

7,9

105,9

из нее вино

40,5

100,2

5,3

5,4

105,9

шампанские и игристые вина

17,0

102,7

2,2

2,1

105,0

пиво, кроме коктейлей пивных и напитка солодового

673,1

98,0

39,4

96,1

99,1

напитки, изготавливаемые на основе пива*

7,0

0,4

1,0

* Федеральное статистическое наблюдение ведется с января 2013 г.

Источник: Росстат