Проект бюджета противоречит заявленным целям

| статьи | печать

После громких споров и нескольких скандальчиков правительство внесло проект федерального бюджета на 2014—2016 гг. в Государственную Думу. Экономисты указывают на зыбкость целого ряда доходов бюджета, а самое главное — структура его расходов явно не соответствует официальным приоритетам страны — развитию ­человеческого капитала и поддержке национальной экономики.

Острые дебаты на стадии разработки бюджета были связаны с тем, что в сентябре Минэкономразвития дважды пересчитывал прогноз развития отечественной экономики на ближайшие три года. Снижение темпов экономичес­кого роста отразилось на будущих доходах бюджета, поэтому правительству пришлось «резать» многие расходы, при этом четко проявились настоящие и «декоративные» приоритеты.

В целом бюджетный процесс лета — осени 2013 г., по оценке руководителя Центра развития ВШЭ Натальи Акиндиновой, стал ярким проявлением кризиса рентной модели экономики. Хотя официальные прогнозы стали более консервативными, они все еще обещают трехпроцентный рост экономики в следующие три года, что выглядит весьма оптимистично на фоне текущей стагнации.

Вместе с тем, несмотря на повышение реалистичности прогноза, степень правдоподобия бюджетных параметров заметно снизилась. Чтобы обеспечить соблюдение бюджетного правила при сложившемся уровне бюджетных расходов, пришлось проводить секвестр и включать в доходную часть сомнительные источники.

При планировании ненефтегазовых доходов федерального бюджета его разработчики, по мнению эксперта «Вышки» Андрея Чернявского, дали волю своему воображению, что ставит под угрозу устойчивость всей бюджетной конструкции.

Так, в расчет доходов бюджета заложено растущее соотношение внутреннего НДС и ВВП. В сочетании с неоправданно высокими темпами роста экономики в прогнозе МЭР это может создать новую дыру в бюджете.

Еще одна проблема может возникнуть при сборе акцизов на алкоголь, табак и другие виды товаров. Увеличение их ставок вполне может привести к сокращению потребления продукции, вредной для здоровья, и соответственно — поступления от акцизов могут быть ниже запланированных.

Кроме того, повышение в 2015 г. таможенной пошлины на топочный мазут до уровня неф­тяной, с одной стороны, может рассматриваться как прогрессивное решение. С другой — при нынешнем инвестиционном климате нефтеперерабатывающие предприятия перевооружаются крайне медленно, и увеличение вывозной пошлины на мазут приведет к резкому падению доходов компаний с низкой глубиной переработки и сокращению поступлений в казну.

Но для характеристики нынешнего бюджетного процесса особенно показательна структура расходов главного финансового плана страны на 2014—2016 гг. В данном случае цифры говорят гораздо больше, чем самые громкие слова.

Формально структура расходов госбюджета должна соответствовать основным приоритетам развития РФ на ближайшие три года (социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал, модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил, диверсификация экономики, развитие инфраструктуры, инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики).

В реальности динамика структуры расходов федерального бюджета выглядит следующим образом. Доля расходов на национальную оборону явно прогрессирует: 2014 г. — 17,8%, 2015 г. — 19,7% и 2016 г. — 20,6%. Процент расходов на развитие человечес­кого капитала падает: 2014 г. — 9%, 2015 г. — 8,1% и 2016 г. — 7,7%. Аналогичная судьба уготована расходам на национальную экономику: 2014 г. — 22,5%, 2015 г. — 19,6% и 2016 г. — 17,4%.

«Из заявленных приоритетов структура расходов бюджетной системы в полной мере соответствует лишь решению задачи модернизации оборонного комплекса и вооруженных сил», — делает заключение ученый ВШЭ Андрей Чернявский.

Но даже на этом направлении, по мнению экспертов, речь идет не столько о поддержке армии, сколько о кормлении производителей устаревшей техники.

И наконец, в проекте бюджета заложена цена нефти 101 долл. за баррель, притом что в этом году, по предварительным оценкам, она составит 107 долл. За счет такой перестраховки в бюджете «теряются» нефтегазовые доходы на сумму около 0,6% ВВП. Куда пойдут эти огромные средства? Хочется верить, что на важнейшие цели нашей страны — развитие человеческого капитала и обновление экономики.