Малый и средний бизнес отстает в управлении рабочим капиталом

| статьи | печать

Многие компании недостаточно используют свой потенциал и упускают возможность управлять рабочим капиталом. В большей степени, чем кто-либо, от этого может выиграть малый и средний бизнес. Какими подходами пользуются компании при управлении оборотным капиталом? Как соблюдают платежную дисциплину? Об этом свидетельствуют результаты опросов, проведенных в Европе.

Исследования1 свидетельствуют, что около двух третей крупных компаний Германии с численностью более чем 1000 сотрудников постоянно уделяют внимание оборотному капиталу. Что касается малого и среднего бизнеса (МСБ), то только треть подобных компаний работает над его снижением. По мнению экспертов, именно малым и средним компаниям стоит обратить свое внимание на управление оборотным капиталом. Ведь каждый евро, дополнительно высвобожденный из оборотных активов, укрепляет их внутреннее финансирование и делает независимыми от внешних инвесторов.

Подходы

Традиционно средний и мелкий бизнес активно кредитуется в банках. Это также подтверждается результатами опросов. Около 84% представителей малого и среднего бизнеса Германии преимущественно ориентированы на банковские кредиты, 21% полагаются на займы акционеров. Однако в связи со значительным ужесточением требований банков для заемщиков в последние годы и недоступностью для малых компаний других источников финансирования эксперты рекомендуют им изменить подходы к финансированию оборотного капитала.

При оптимизации оборотного капитала, как показал опрос, большинство компаний предпочитают традиционный подход:

  • 94% уменьшают свои запасы;
  • 79% крупных компаний регулярно сокращают дебиторскую задолженность, а вот компании МСБ используют этот подход в два раза меньше. В качестве одной из причин таких различий эксперты считают сильные рыночные позиции крупных компаний по отношению к клиентам;
  • около 50% крупных компаний увеличивают кредиторскую задолженность перед поставщиками. МСБ использует этот шанс только на 33%.

Несмотря на многочисленные усилия по сокращению оборотного капитала, ряд мер компаниями вообще не используется. Дополнительные возможности можно найти при комплексном подходе к анализу всей цепочки создания стоимости — от получения сырья до продажи готового продукта клиенту, например:

  • улучшить условия платежей с поставщиками, добившись более длительных сроков оплаты;
  • эффективнее управлять запасами и поставками с помощью ИТ-систем по принципу «точно в срок»;
  • избегать ненужных сроков хранения приобретаемых ресурсов и материалов, увеличивающих риск их потери и повреждения, направляя их в производство по мере поступления;
  • оптимизировать процессы производства, размеры партий выпуска продукции, а также внутренние транспортные и пешеходные дорожки;
  • согласовать условия оплаты со своими клиентами, стимулируя их скидками.

Эти мероприятия эксперты рекомендуют проводить вне зависимости от экономической конъюнктуры, поскольку вспоминать об управлении оборотным капиталом в тяжелые времена уже поздно.

Выплаты долгов замедляются

Среди европейских стран существуют значительные различия в средних сроках расчетов и платежей между контрагентами. Компании из Германии и Дании получают деньги через 23 дня с момента выставления счетов к оплате. В некоторых странах Южной Европы эти сроки в три раза длиннее. Например, в Испании платеж можно получить только через 77 дней. Платежи с задержками также осуществляются и в северных странах Европы. Такие результаты были получены при изучении платежного поведения более 1800 европейских компаний2.

В целом просроченная дебиторская задолженность составляет от 20 до 35% общего количества выписанных счетов. При этом задолженность резидентов (29%) несколько меньше, чем нерезидентов (32%). Ситуация же в Германии почти в точности соответствует среднеевропейской (см. рисунок).

Компании отмечают три основных причины замедления платежей:

1) низкая ликвидность (ее считают основной причиной просроченных платежей 75% компаний);

2) сложные процедуры оплаты счетов (около 50% компаний считают их главной причиной просрочек, что свидетельствует о различии в сложившихся традициях совершения платежей в европейских странах).

3) неэффективность банковской системы (назвали 45% компаний, причем больше всего сторонников этой точки зрения оказалось во Франции и Швеции).

Взыскивать долги особенно тяжело с компаний Великобритании и Италии, где около 18% дебиторской задолженности списывается после нескольких попыток по взысканию. В Великобритании эта цифра достигает 14% для резидентов и 18% для нерезидентов.

В отношении компаний МСБ были выявлены особенности. Им приходится чаще, чем крупным, «бороться» с клиентами за погашение дебиторской задолженности. Как правило, небольшие компании оплачивают счета очень быстро. Микропредприятия также придерживаются строгой платежной дисциплины, в отличие от средних и крупных компаний, 6% неплатежей для них — большая редкость.


1 Опрос 501 компании крупного, среднего и мелкого бизнеса из всех секторов экономики Германии проведен институтом Allensbach совместно с консалтинговой фирмой Kerkhoff.

2 Барометр платежей Atradius: Исследование платежного поведения европейских компаний.